Славянофильство - это...

СЛАВЯНОФИЛЬСТВО (СЛАВЯНОЛЮБИЕ) - религиозно-философское течение русской общественной мысли к 30 - н 60-х 19 в, в основе которого лежала проблема осмысления исторических судеб России, ее места и роли во всемирной истории и культуре С существовало и развивалось в полемике с другим философским течением России - западничеством (Станкевич, Грановский, ПВ Анненков, Герцен, Бакунин, НПОгарев и др) Представители С: "старшие" славянофилы -Хомяков, ИВ Киреевский, КС Аксаков, Самарин; "младшие" - ИС Аксаков, АИ Кошелев, ПВ Киреевский, ДА Валуев, ФВ Чижов и др; "поздние" славянофилы - Данилевский, Страхов, в некоторой степени, Леонтьев Можно выделить группу тн правых (официальных) славянофилов - МП Погодин и СП Шевырев - которые использовали идеи С в целях утверждения официальной политики и церковности Российской Империи Основные журналы: "Москвитянин", "Русская беседа" Формально появлению С и западничества способствовала дискуссия по поводу "Философических писем" (1829-1831) Чаадаева, которые задали тему - Россия и Европа Сущность С сводится к постулированию самобытности России, ее духовного и социального уклада, что дает возможность говорить о ее особой (мессианской) роли во всемирной истории Самобытность видится в тех сторонах русской действительности, которые менее всего поддались изменению за период с преобразований Петра I Своеобразие России фиксируется в характере христианства (православие пришло на Русь в чистом, первозданном виде из Византии, а не с Запада, где учение Христа преломлено рационализмом теологов и философов), в соборности (ее двух аспектах: во-первых, общинном землевладении и артельности и, во-вторых, в гносеологии "живознания" (Хомяков), когда человек познает мир и Бога не через рассудок, а через цельность духа (ума, чувств и воли) Самобытность России дает повод, согласно С, сомневаться в целесообразности принятия западноевропейских стандартов политического и культурного развития, которые в 19 веке породили в Европе социальную напряженность и пессимизм (Хомяков сравнивает бедствия в социальной сфере Англии с холерой), что может привести к насильственным, революционным потрясениям Запад не устраивал С своим однобоким рационализмом и государственным абсолютизмом Россия же обладала защитой от этого в виде широко известной триады: Православие, Самодержавие, Народность В отличие от правых славянофилов, старшие славянофилы (которые, кстати, были гонимы и царскими властями, и православными иерархами) трактовали эту триаду в духе идеализации патриархальных начал русской жизни: Православие (истинное первичное христианство, соборность, цельность духа); Самодержавие (царь несет на себе бремя греха власти, царь - добровольный грешник, у него нет права на власть, но он возлагает ее на себя как тяготу от порока); Народность (православная община, солидарность и нравственность, национальный уклад жизни) Развитие этих качеств дает России шанс избежать социальных катаклизмов Запада, выработать свой путь преодоления внутренних неурядиц, стать духовным и политическим центром славянства Философия С (Хомяков, Киреевский, Самарин), которая не носит системного, законченного характера и зачастую публицистична, опирается на традицию восточной патристики и, отчасти, на западноевропейский философский романтизм и иррационализм В философии С преобладают темы исторического, культурологического, богословского, социально-антропологического и гносеологического порядка Социально-политические взгляды С можно свести к следующим: критика крепостничества (как не отвечающего христианским заповедям), отмена крепостного права (Самарин, Кошелев и ВА Черкасский активно участвовали в подготовке реформы 1861), отмена цензуры, смертной казни и телесных наказаний, создание гласных судов присяжных Представители С резко выступали против социальной революции, социализм и капитализм считали болезнью западного духа, но, в то же время, критиковали социально-политические последствия капиталистических отношений на Западе "Оригинальность славянофилов связана была с тем, что они попытались осмыслить своеобразие восточного, православного типа христианства, легшего в основу русской истории" (Бердяев) и искренне "вообразили себя представителями славянского любомудрия, необходимого для спасения разлагавшегося Запада" (Писарев)


Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь
- религ.-идеалистич. течение рус. обществ. мысли сер. 19 в. (И. В. Киреевский, А. С. Хомяков, К. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин), утверждавшее необходимость особого, в отличие от зап.-европ., пути развития России. При этом славянофилы исходили прежде всего из мистифицир....

Поделиться:

Реклама