Синтоизм - это...

СИНТОИЗМ (яп. "путь духов") — религиозные аспекты традиционной культуры Японии. Истоками С. являются такие древнейшие формы верований (культов), как анимизм, магия, а также культы предков и легендарных вождей. Согласно старинным летописям 7—8 вв. ("Нихонги", "Кайики", "Кого сюй", "Фудонги"), повествующих о возникновении мира и начале японской истории, в начале всей предыстории был Хаос, а Небо и Земля сливались в Безвременье. Затем из Хаоса выделились Небо и Земля. Первым одушевленным существом на Земле стало растение Куна-мако-тахи-на-микато, которое совместно с двуполыми существами Каи создало видимый Мир разъединением пяти элементов (огня, воды, земли, металла и дерева) и приданием им упорядоченности и свойств. Последними была создана пара Богов: Идзанами и Идзанаги. Стоя на радуге, Бог Идзанаги окунул меч в Океан. Из упавших с лезвия капель образовались острова Японии. Первым выжившим потомком Божественной пары была Богиня Солнца Аматэрасу-но-миками (Светлейшая Богиня Неба, озаряющая сиянием Небо и Землю). Следующая дочь — Богиня Луны. Следующий сын — Бог Текущих Вод. Младший сын — Бог Океана. Прямой потомок Аматэрасу — Нииничи-но-микато, получил три священных Небесных сокровища — меч, яшму и зеркало — и отправился на Землю. Его потомок — Дзимму Тэнно ("Небесный Государь", 3—4 вв.) — первый император Японии, родоначальник всех японцев. Император Японии (тэнно, микадо) считается представителем Аматэрасу на Земле, и только через него осуществляется связь людей с Божествами С. Начало летоисчисления в Японии ведется с основания первого поселения О-Ямато (около г. Киото). Днем основания империи считают 11 февраля 660 до н. э.

Определяющую роль в добуддийском раннем С. играли древние представления о существовании богов (ками) в явлениях природы, камнях, растениях, лисицах, ушедших из жизни людях. В С. считается, что душа ушедшего из жизни может стать ками, обладающим сверхъестественной энергией и способным перевоплощаться в ритуальные предметы (синтай), которые становятся объектом поклонения: меч, зеркало (кагами), керамическая фигурка ками (ханива), его имя и др. Культ предков, возглавляемых Удзи-гами (основателем рода), символизировал клановое единство. Позднее на смену шаманам и магам при отправлении обрядов С. пришли наследовавшие свои должности "хозяева ками" (каннуси), служившие в регулярно перестраиваемых храмах. Основные элементы службы в храмах С.: очищение (хараи), жертвоприношение (синсэй), моление (норито), возлияние (наораи). В 9—11 вв. С. были восприняты элементы китайского даосизма, в особенности учение об Инь и Ян и учение о пяти стихиях (вода, огонь, земля, металл, дерево). С появлением буддизма в Японии С. в 9—10 вв. теряет лидерство, но буддийские школы Сингон-Сю, Тендай-сю и Кэгон смогли заложить основания "Двойного Пути Духов" (Ребу Синто), направленного на слияние С. и буддизма в единую общенациональную религию. Мистика ритуалов школы Сингон-сю с ее культом Будды Вайрочана, интерпретируемого как космический символ, дала возможность отождествления ками, олицетворявших силы природы, с боддхисаттвами и буддами, с космической энергией. Ками С. школой Сингон-сю были признаны воплощениями боддхисаттв и будд (Богиня Солнца Аматэрасу-но-миками была признана воплощением Будды Вайрочана). Следуя Ребу Синто, многие японцы и до сих пор обряды прощания и поминовения ушедших из жизни совершают по канонам буддизма, а отмечают праздники, вступают в брак и благословляют новорожденных по канонам С. Окончательно процесс преобразования С. завершился к 12 в.

В период Токугава (1603—1867) официальным государственным учением признавалось Чжусианское неоконфуцианство. С. при этом трансформировался в направлении включения рационалистических интерпретаций в духе понятий традиционных китайских учений. Наибольшее влияние имело течение Йосида-С. Проповедь заповедей Конфуция органично сочеталась с С. и патриотизмом самураев. Например, проповедник Ямадзаки Ансаи (1618—1682) в духе наставников Дзен задавал свой знаменитый вопрос-коан: "Ваши действия при нападении на Японию китайцев во главе с Конфуцием?". Патриотично воспитанные ученики могли только помалкивать: отражать нападение необходимо, но его возглавляет сам Конфуций. Наставник же учил: "Необходимо победить напавших, окружить Конфуция и отдать мудрецу великие почести. И только так вы сможете не потерять лица!" Ямадзаки Ансаи является и автором теории о том, что неоконфуцианское "Ли" (великий принцип всеобщего порядка) является одним из проявлений Божественных сил природы через посредство канонизированных 8 миллионов ками. Самураи, активно противодействовавшие дому Токугава, противопоставляли неоконфуцианству С. чисто японского генезиса. Лидером движения за усиленное изучение старинных памятников С. с целью очищения его от буддизма и конфуцианства был Ацутанэ Хирата (1776—1843). На рубеж 17—18 вв. также приходится расцвет Исторической Школы Синто (Н. Мотоори и М. Камо). С конца 18 в. культ императора Японии существенно укрепился. А с проведением реформ, резко ограничивших влияние Сегунов и буддийских храмов, упрочились и позиции императорского С., подпитываемого доктринами неоконфуцианства. После незавершенной революции Мэйдзи (1867—1868) с 1868 по 1945 С. считался государственной религией Японии. При этом в 1889 был издан указ о свободе вероисповеданий. Все это способствовало быстрейшему развитию Японии. А победа японских вооруженных сил над арендуемым анклавом России (Порт-Артуром) в 1904—1905 продемонстрировала миру всю мощь и влияние Страны восходящего солнца, что в самой Японии вызвало сильное национальное движение, опиравшееся на возрождающийся С. При этом С. стал не только государственной религией, но и кодексом чести, и нормами морали. Резко упрочился культ Аматэрасу: почти у каждого японца в доме находилась табличка с надписанным именем Богини Аматэрасу, ставшей символом японской нации. Нормы С. лежали также и в основаниях самурайского патриотизма и личной преданности Тэнно. Из мифологии С. о сотворении мира, Аматэрасу и Дзимму Тэнно делался вывод, что только Япония сможет осуществить принцип "Восемь углов под единой крышей" — объединить весь мир (в первую очередь всю Азию) под властью императора страны Ямато. Подавляющее большинство храмов С. посвящалось павшим за императора воинам, считавшихся Божествами. В декабре 1945 (с момента признания Японией поражения во Второй мировой войне) был введен запрет на празднование Дня основания империи (фактически снят в середине 1960-х); С. был отделен от учреждений правительства; а 1 января 1946 Тэнно вынужденно отказался от своего Божественного происхождения.

С. В. Силков


Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь
(кит.-путь богов): путь небесных божеств, выражающийся в регулярном чередовании всего и в смене времен года. – древняя религия японцев, основанная на одухотворенности всех вещей, ибо в каждой вещи есть свое ками(бог). не знает абсолютного конца, его идеал – бесконечное...
Философский словарь
(синто, т. е. путь богов - китаизир. калька др.-яп. слова каннагара), шинтоизм -традиц. нац. религия японцев. Сложился в раннефеод. эпоху (6-7 вв.) на базе родоплемен. анимистич. культов и шаманства. Этот процесс совпал с укоренением на яп. почве буддизма, и после периода...
Новейший философский словарь
СИНТОИЗМ (япон "синто" - путь, учение богов) - традиционно сложившаяся и наиболее распространенная (наряду с буддизмом) религия в Японии Основой С послужили первобытно-общинные представления о существовании множества богов (ками) в образах животных (преимущественно лисиц),...

Поделиться:

Реклама