Символ веры - это...
СИМВОЛ ВЕРЫ (слав. эквивалент лат. credo) — официально зафиксированная система основополагающих догматов вероучения. В истории каждой конфессии могут быть выделены периоды становления и официального конституирования С. В., а также, как правило, его последующие эволюционные трансформации.
Общехристианский (апостольский) С. В., первое упоминание о котором относится к концу 4 в. исходно — местный крещальный С. В. Римской Церкви — состоит из 12 элементов ("членов"), создание каждого из которых связывается с именем одного из апостолов. Содержание апостольского С. В. трактуется как "апостольская керигма" (греч. kerigma — "возвещение"). В содержание керигмы входят тезисы о троичности Бога, "богочеловеческой природе" Иисуса Христа, искуплении грехов (1—8), о роли крещения и церкви в спасении и достижении "вечной жизни" (8—12). Утвержден с последовательно расширительной редакцией 1-м (Никейским, 321) и 2-м (Константинопольским, 381) Вселенскими Соборами (Никео-Цареградский С. В.). Константинопольским Вселенским Собором было принято также специальное постановление о "неизменности и неприкосновенности" догматов С. В. Однако последующими Соборами в христианское вероучение все же были привнесены некоторые изменения (о двойственном богочеловеческом естестве Христа — 4-й Вселенский Собор, о двух волях Христа — 6-й, об иконопочитании — 7-й).
Православный С. В. существует в настоящее время в редакции, оформившейся к 4-му Вселенскому Собору; эта же редакция вошла во всеобщее употребление и в западно-христианской церкви после литургической реформы Карла Великого; однако католический С. В. претерпел и дальнейшие трансформации: включение в него формулы филиокве, тезис о чистилище, о непорочном зачатии Марии ее матерью Анной, о непогрешимости папы и некоторые другие. Тридентский собор (1545—1563) признал Апостольский С. В. со всеми внесенными добавлениями основой катехического обучения. Известен также С. В. св. Афанасия, включающий в себя более 40 членов и центрирующий внимание на подробном толковании Троицы (упоминается в источниках, начиная с 7 в.; широкое распространение получает в эпоху Каролингов; с 13 в. в рамках схоластики получает равное интерпретационное значение с апостольским и Никео-Цареградским С. В.).
Протестантство в силу снятия акцента с организационно-церковного аспекта религии не оформляется как фиксированная система догматов и базируется лишь на Библии ("Священное писание"), отвергая "богодухновенность" С. В. и патристики ("Священное Предание").
Исходная догматика как С. В. иудаизма оформляется после проведенных царем Иосией реформ (622 до н. э.) и выражена в Танахе, которому содержательно соответствует Ветхий Завет христианства; была трансформирована в течение как талмудического и раввинистического (предложенная Моше бен Маймоном — Маймонидом — замкнутая система из 13 догматов), так и, особенно, реформистского этапа своего развития: переосмысление вечности, пришествия Мессии (см. Машиах), всеведущности Бога и т. п.
С. В. ислама конституируется в рамках схоластического калама (арабский термин, означающий богословие и также восходящий к идее письма, как и русск. "Священное Писание"). Восприняв некоторые исходные идеи, возникшие в 8 в. в контексте монотеизма мутазилитов, С. В. ислама окончательно оформился в редакции Ашари (конец 9 — начало 10 в.); содержит основополагающий догмат о единстве Аллаха (112 сура Корана), о предопределении, о сотворенности (и, соответственно, конце) мира, о несотворенности Корана, Божьем посланничестве и пророческой миссии Мухаммада, о Страшном суде и др.
В индуизме в качестве догматов приняты святость Вед, кармическое перевоплощение душ и др.
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: