Символ, Образование Символа, Символизация, Символизм - это...

(symbol, symbol-formation, SYMBOLIZATION, SYMBOLISM) В общих чертах символом является нечто, имеющее отношение к чему-то другому или являющееся представителем этого другого, в отличие от ПРИЗНАКА, который указывает на наличие чего-то. В этом смысле СЛОВА, эмблемы, значки являются символами, поскольку получают свое значение благодаря их соотнесенности с чем-то другим, со своим референтом. Связь между символами и тем, с чем они соотносятся, строится на ассоциации идей и обычно устанавливается путем соглашения. Во всех этих случаях, однако, связь между символом и референтным объектом имеет СОЗНАТЕЛЬНЫЙ характер, тогда как психоаналитическую теорию символизма интересует БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕзамещение одних образов, идей или действий другими. Jones (1916) различал, "истинный" символизм и "символизм в самом широком смысле"; он писал: "Если брать слово "символизм" в его самом широком значении, то субъект, по-видимому, должен вмещать в себя почти все развитие цивилизации, поскольку что же это еще, как не бесконечный ряд эволюционных замещений, непрерывных замен одних идей, интересов, способностей или тенденций другими?". Истинный символизм, наоборот, "возникает как результат интрапсихического КОНФЛИКТА (см. также ИНТРАПСИХИЧЕСКИЙ) между вытесняющими тенденциями (см. ВЫТЕСНЕНИЕ) и вытесненным… символизируется только то, что вытеснено; только то, что вытеснено, нуждается в символизации… Двумя главными характеристиками символизма в этом строгом смысле являются: то, что процесс полностью бессознателен… и то, что аффект, вложенный в символизируемую идею, оказался не способен к качественному изменению, обозначенному словом "СУБЛИМАЦИЯ". Согласно этому определению символизма, замещения, участвующие в создании образов СНОВИДЕНИЙ и СИМПТОМОВ, являются примерами образования символов, тогда как замещения, вовлеченные в сублимацию, таковыми не являются. "Истинный", или психоаналитический, символизм фактически подобен сновидению и образованию симптомов своим индивидуальным проявлением, значение которого может быть понято только с позиций личного опыта субъекта, а не с помощью словарей или социальных условностей. Бесспорным исключением являются так называемые универсальные символы, встречающиеся в сновидениях, мифологии и фольклоре; их объясняют "единообразием фундаментальных и вечных интересов человечества" и единообразием человеческой способности видеть сходство между различными объектами. Символизация обычно рассматривается (хотя не самим Фрейдом - см. Freud, 1900, 1917, 1940) как один из ПЕРВИЧНЫХ ПРОЦЕССОВ, управляющих бессознательным МЫШЛЕНИЕМ, примером чего являются сновидения и симптомообразование. Вероятно, данное заключение возникло на том основании, что процессами, участвующими в образовании символа, являются СМЕЩЕНИЕ и КОНДЕНСАЦИЯ. Похоже, что Фрейд не соглашался и с идеей о том, что слова не являются "истинными" символами, поскольку в своей последней работе (1940) он писал: "Сновидения неограниченно используют лингвистические символы, значение которых по большей части не известно спящему. Наш опыт, однако, позволяет нам установить их смысл. Они, вероятно, берут начало из ранних фаз развития речи". В своей работе "Введение в психоанализ. Лекции" (introductory lectures on psycho-analysis, I960) он также характеризовал символизм как "древний, однако вышедший из употребления способ выражения". Теоретические предположения, лежащие в основе обоих утверждений, приведены в статье ОНТОГЕНЕЗ И ФИЛОГЕНЕЗ. Однако теория Джонса является "классической" аналитической теорией символизма (см. КЛАССИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ). Попытка примирения аналитического и неаналитического подхода к символизму первичных и вторичных процессов была сделана Rycroft в 1956 г. Относительно различий между символами, представляющими инстинктные процессы, и символами, которые их замещают, см. Segal (1957). Психоаналитическая теория утверждает, что объект или действие, которые подвергаются символизации, всегда обусловлены биологией и инстинктом; при этом замещение или смещение всегда представлены тем, что находится за границами телесного, т.е., например, ножи, самолеты и ружья можно рассматривать как фаллические символы, но пенис никогда не может быть символом ножа. Противоположные, центростремительные смещения являются "РЕГРЕССИЯМИ". Исключение представляет функциональный символизм зильбеpepa, наблюдаемый у утомленных или полусонных людей, когда они пытаются размышлять об абстрактных вещах, а вместо этого им в голову приходят зрительные образы.


Определения, значения слова в других словарях:

Общая психология. Словарь. Под ред. А.В. Петровского
Символ [греч. symbolon — условный знак] — образ, являющийся представителем других (как правило, весьма многообразных) образов, содержаний, отношений. С. родствен понятию "знак", однако их следует различать. Для знака (особенно в формально-логических системах) многозначность —...
Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М
(от греч. symbolon – условный знак, договор), концентрированная условная абстрактная форма отражения и фиксации научных, религиозных и эзотерических знаний человека при помощи стилизованного знака. Символ образ, являющийся представителем других (как правило, весьма многообразных...
Словарь Логики
Символ(от греч. symbolon — знак, опознавательная приме­та)  - идея, образ или объект, имеющий собственное содержание и одновременно представляющий в обобщенной, неразвернутой фор­ме некоторое иное содержание. С. стоит между (чистым) знаком, у которого собственное содержание...
Символы; знаки; эмблемы: Энциклопедия / авт.-сост. В.Э. Багдасарян; И.Б. Орлов; В.Л. Телицын
СИМВОЛ (от греч. symbolon) — со времен древних греков условный вещественный опознавательный знак для членов определенной группы людей, тайного общества; вещественный или условный код, обозначающий или напоминающий какое-либо понятие; образ, воплощающий какую-либо идею. Символ...
Философский словарь
(от греч. symbolon - знак, опознавательная примета) - идея, образ или объект, имеющий собственное содержание и одновременно представляющий в обобщенной, неразвернутой форме некоторое иное содержание. С. стоит между (чистым) знаком, у которого собственное содержание ничтожно...
Философский словарь
образ или объект, представляющий абстрактную вещь. Статуя Свободы – это символ. Понятие символа – частный случай понятия знака: знак может быть абстрактным (простая черта, крест, след) и не обязательно обладает символическим значением. ическое выражение, как правило,...
Философский словарь
- знак, образ, взятый в своем значении. Различают символы как знаки языка науки и символы как образы, имеющие множество (бесконечное множество) смыслов или значений.
Философский словарь
- вещь, свидетельствующая о чем-то большем, чем она сама, напр., символы красоты, истины высшего порядка или же чего-то священного. ы не являются просто теми знаками, которыми люди могут "снабдить" вещи по своему произволу. Вещи, если они символичны, являют особую смысловую...
Философский словарь
(греч. - бросание, метание совместно несколькими лицами чего-либо; знак, опознавательная примета) - знак, в понятие которого входят, не поглощая его, художественный образ, или аллегория, или сравнение. С. в первоначальном значении в античности означал намеренно небрежно...
Философский словарь
(от греч. simbolon - опознавательный знак, примета). Многочисленные истолкования понятия С, возникавшие на протяжении всей истории философской мысли, можно свести к двум основным тенденциям. В соответствии с первой, С. интерпретируется как образно представленная идея, как...

Поделиться:

Реклама