Символ - это...
СИМВОЛ (греч symbolon - знак, опознавательная примета; symballo - соединяю, сталкиваю, сравниваю) - в широком смысле понятие, фиксирующее способность материальных вещей, событий, чувственных образов выражать идеальные содержания, отличные от их непосредственного чувственно-телесного бытия С имеет знаковую природу, и ему присущи все свойства знака Однако, если, вслед за Гадамером, сущностью знака признать чистое указание, то сущность С оказывается большей, чем указание на то, что не есть он сам С не есть только наименование какой-либо отдельной частности, он схватывает связь этой частности со множеством других, подчиняя эту связь одному закону, единому принципу, подводя их к некоторой единой универсалии С - самостоятельное, обладающее собственной ценностью обнаружение реальности, в смысле и силе которой он, в отличие от знака, участвует Объединяя различные планы реальности в единое целое, С создает собственную многослойную структуру, смысловую перспективу, объяснение и понимание которой требует от интерпретатора работы с кодами различного уровня Множественность смыслов свидетельствует не о релятивизме, но о предрасположенности к открытости и диалогу с воспринимающим Возможны различные трактовки понятия "С" и "символическое" В семиологии Пирса "символическое" понимается как особое качество, отличающее С от других средств выражения, изображения и обозначения Эта особенность С представляется как частный случай знаковости и ее наивысшая степень; или, наоборот, наибольшая противоположность знаковости; напр, архетипы Юнга - это единственная опосредованная возможность проявления бессознательных начал, которые никогда не могут быть выражены как нечто определенное Символическое - это глубинное измерение языка, шифр, предпочитающий процесс производства значений коммуникативной функции; или - особый синтез условной знаковости и непосредственной образности, в котором эти два полюса уравновешиваются и преобразуются в новое качество (Белый, Аверинцев) "Символическое" представлено также как родовая категория, охватывающая все формы культурной деятельности человека - у Кассирера, Дж Хосперса Давая максимально широкое понятие С - "чувственное воплощение идеального" - Кассирер обозначает как символическое всякое восприятие реальности с помощью знаков, что позволяет ему систематизировать на основе единого принципа все многообразие культурных форм: язык, науку, искусство, религию и тд, те понять культуру как целое В С единство культуры достигается не в ее структуре и содержаниях, но в принципе ее конструирования: каждая из символических форм представляет определенный способ восприятия, посредством которого конституируется своя особая сторона "действительного" Обращение к первому, семиотическому, толкованию С характерно для социологов, антропологов, логиков, искусствоведов и тд Предметом интереса здесь оказываются возможные типы разрешения внутреннего напряжения знака (между означающим и означаемым), что по-разному реализуется как в отношении С к субъекту и принятому им способу интерпретации, так и в отношении С к символизируемому объекту Критерий различения в отношении референции: произвольность - непроизвольность значения С Непроизвольность (мотивированность) основана на признании наличия общих свойств у С и объекта, на подобии видимой формы с выраженным в ней содержанием, как если бы она была порождена им (иконическое выражение, античность) Отношение аналогии сохраняется и при подчеркивании несовпадения знакового выражения и значимого содержания (религиозное понятие С) По отношению аналогии означающего и означаемого, мотивированности и неадекватности связи С противопоставляется знаку, в котором отношение составляющих немотивированны и адекватны Произвольный (немотивированный) С определяется как условный знак с четко определенным значением, ничем иным, кроме конвенции, не связанный с этим знаком Немотивированный С уделяет особенное внимание означаемому, форма и денотат могут быть любыми Конвенциальный С, таким образом, один из случаев отношения знака к объекту В отношении С к сознанию субъекта, в котором он вызывает понятие или представление об объекте, анализируется связь между чувственными и мысленными образами Возможен, как и для объектов, естественный и конвенциальный способы связи (символический интеракционизм) В частном, специальном смысле, выделяются С того или иного типа: лингвистические (фонетический, лексический и грамматический коды), в которых определенной единице выражения соответствует определенная единица содержания; риторические, построенные на коннотативных, а не на денотативных, как в первом случае, связях, что предполагает большую свободу и независимость кодов, участвующих в интерпретации Тогда, по определению Лотмана, представление о С связано с идеей некоторого содержания, которое, в свою очередь, служит планом выражения для другого, как правило, культурно более ценного содержания Поэтому С должны признаваться "коннотаторы", те все средства иносказания, составляющие предмет риторики Многозначность задает понятие С в герменевтике: для Рикера С является всякая структура значения, где один смысл, прямой, первичный, буквальный, означает одновременно и другойсмысл, косвенный, вторичный, иносказательный, который может быть понят лишь через первый Этот круг выражений с двойным смыслом составляет герменевтическое поле, в связи с чем и понятие интерпретации расширяется также, как и понятие С Интерпретация, в данном контексте, - это работа мышления, которая состоит в расшифровке смысла, стоящего за очевидным смыслом, в раскрытии уровней значения, заключенных в буквальном значении, или иначе - интерпретация имеет место там, где есть многосложный смысл и именно в интерпретации обнаруживается множественность смыслов Многоуровневая структура С последовательно увеличивает дистанцию между означающим и означаемым, задавая тем самым основные функции С: экспрессивную, репрезентативную и смысловую, посредством которых реализуется его роль в культуре Непосредственное выражение - это презентация некоего объекта восприятию субъекта, восприятие непосредственно связано с "наличностью" ("Prasenz") и временным "настоящим" осовремениванием Всякая презентация возможна "в" и "благодаря" репрезантации представления одного в другом и посредством другого Функция представления С (по Гадамеру) - это не просто указание на то, чего сейчас нет в ситуации, скорее С позволяет выявиться наличию того, что в основе своей наличествует постоянно: С замещает, репрезентируя Это означает, что он позволяет чему-то непосредственно быть в наличии Свою функцию замещения он выполняет исключительно благодаря своему существованию и самопоказу, но от себя ничего о символизируемом не высказывает: "там, где оно, его уже нет" С не только замещает, но и обозначает: функция обозначения связана не с чувственной данностью, но саму эту данность он задает как совокупность возможных реакций, возможных каузальных отношений, определенных посредством общих правил: объект представляет собой устойчивую совокупность ноэтически но-эматических (см НОЭЗИС и НОЭМА) познавательных актов, которые являются источником семантически идентичных смыслов в отношении к определенным действиям, те означивается не столько единичный факт, сколько процесс мышления, способ его реализации - этим задаются различные формы мышления Понятие С как конструктивного принципа возможных проявлений отдельной единичности или как общей направленности объединенных в "единораздельную цельность" различных или противостоящих друг другу еди-ничностей было развито Лосевым В С достигается "субстанциональное тождество бесконечного ряда вещей, охваченных одной моделью", те Лосев определяет С, исходя из его структуры, как встречу означающего и означаемого, в которой отождествляется то, что по своему непосредственному содержанию не имеет ничего общего между собою - символизирующее и символизируемое Существом тождества, следовательно, оказывается различие: Лосев говорит об отсутствии у С непосредственной связи и содержательного тождества с символизируемым, так что в существо С не входит похожесть Тем самым он возвращается к аристотелевской и религиозной трактовке С, создавшей универсальную формулу "нераздельности и неслиянности", те к первоначальному греческому значению С как указания на безусловно другое, не на подобное (эстетико-романтическая трактовка С), а на то целое, которого С недостает Таким образом, для С необходимо существование оппозиции, члены которой противоположны и только вместе составляют целое, и именно поэтому являющиеся С друг друга
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: