Симхат-Тора - это...

СИМХАТ-ТОРА (букв. с иврита — "радость Торы") — в иудаизме — один из праздников; связан с завершением годичного цикла чтения Торы, или Пятикнижия Моисеева, и началом нового цикла. В Эрец-Йисраэль (Земле Израиля) отмечается в последний (восьмой) день праздника Суккот, именующийся также Шмини ацерет (букв. "восьмого — праздничное собрание"; в странах диаспоры празднуется днем позже).

С.-Т. не относится к праздникам, установленным Торой, однако он тесно связан с самой Торой, с установленным еще Эзрой (Ездрой) и Нехемьей (Неемией) после возвращения иудеев из Вавилонского пленения обычаем круглогодичного чтения Торы перед народом с пояснениями и толкованиями (см. Тора). Во времена Талмуда этот день именовался просто или ѓафтара (букв.) "отделение", "разделение", однако не отмечался отдельно от праздника Суккот. Особое празднование этого дня было установлено еврейскими мудрецами после завершения Талмуда — в эпоху гаонов, когда окончательно был принят годичный (в отличие от трехгодичного) цикл чтения Торы. Однако начинать новый цикл чтения было принято позднее, чтобы "не дать возможности сатане (см. — Ред.) утверждать, что евреи рады завершению чтения, но не жаждут начинать читать снова" (Шульхан Арух 669). Таким образом, С.-Т. — праздник, выражающий как радость завершения, так и нового начала чтения Торы, радость ее непрерывного чтения как стержневой традиции иудаизма.

Одна из важнейших заповедей С.-Т. — радость и веселье, как сказано в Книге Второзакония: "И веселись в праздник твой, ты и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и раба твоя, и Левит, и пришелец, и сирота, и вдова, которые во вратах твоих" (Втор 16:14). В Мидрашах также подчеркивается, что в С.-Т. должны господствовать радость и веселье: "Сказал Господь Бог народу Израилевому: [в С.-Т.] вам полагается радоваться, вам полагается праздновать, вам полагается веселиться" (Ялкут Шимони 29). Поэтому в С.-Т. традиционно большое количество людей, веселящихся, танцующих, поющих, собирается возле синагог. В празднике принимают активное участие дети; они участвуют в процессиях, неся флажки с горящими свечами. В бывшем Советском Союзе, в 1960—1970-е, С.-Т. играл совершенно особую роль в начавшейся самоидентификации советских евреев и стал в странах Запада днем солидарности с советскими евреями, которые боролись за свободную репатриацию в Израиль.

Г. В. Синило


Поделиться:

Реклама