Швейцер - это...

ШВЕЙЦЕР (Schweitzer) Альберт (1875-1965) - немец-ко-французский мыслитель-гуманист, теолог, врач, пастор, музыковед, теоретик философии культуры, общественный деятель "Негритянский доктор" в Ламбарене (Габон, Экваториальная Африка) (1913-1917, 1924-1965) Доктор философии (тема диссертации "Философия в постановке задач очищения религии И Канта", 1899); доктор теологии (1900); доктор медицины (тема диссертации "Психиатрическая оценка Иисуса: характеристика и критика", 1913) Лауреат Нобелевской премии мира (1952) и франкфуртской премии Гете (1928) Основные сочинения: "Проблема Тайной вечери на основании научных исследований 19 столетия и исторических сообщений" (1901), "Тайна мессианизма и страдания Очерк жизни Иисуса" (1901), "ИС Бах" (1908), "Упадок и возрождение культуры Философия культуры Часть I" (1923), "Культура и этикаФилософия культуры Часть II" (1923), "Христианство и мировые религии" (1924), "Отношение белых к цветным расам" (1928), "Мистика апостола Павла" (1930), "Религия в современной культуре" (1934), "Мировоззрение индийских мыслителей Мистика и этика" (1935), "О положении нашей культуры" (1947), "Гете Четыре речи" (1950), "Философия и движение в защиту животных" (1950), "Идея Царства Божия в эпоху преобразования эсхатологической веры в неэсхатологическую" (1953), "Проблема мира в современном мире" (1954), "Проблема этического в развитии человеческой мысли" (1954-1955), "Гуманность" (1961, опубликована в 1966) и др Человек, согласно Ш, приближает к себе и осваивает мир не на основе его познания, а благодаря переживанию его, которое трагично "Два переживания омрачают мою жизнь, - писал Ш - Первое состоит в понимании того, что мир предстает необъяснимо таинственным и полным страдания; второе - в том, что я родился в период духовного упадка человечества" Существование людей в исторической перспективе обусловливается не столько их мышлением, сколько осознанием того, что любой из нас "есть жизнь, желающая жить среди жизни" Стремясь сформулировать (в европейской интеллектуальной традиции вслед за Шопенгауэром) путь к избавлению от страданий, Ш усматривал его в акцентированно свободном и осмысленном волеизъявлении человека "Благоговение перед жизнью", согласно философскому миропредставлению Ш (самообозначение - "новый рационализм"), должно выступать основанием универсальной, космической этики и мировоззрения вообще человека и человечества (Согласно Ш, "свободное и глубокое мышление не подвержено субъективизму мышление по самой своей природе особым образом побуждает благоговение перед жизнью вступить в бой со скептицизмом") "Благоговение перед жизнью" содержит в себе, по мысли Ш, смирение, миро- и жизнеутвержде-ние и соответствующую этику Последняя у Ш "не подчеркивает различия между высшей и низшей, более ценной и менее ценной жизнью" "Благоговение перед жизнью" постулирует безграничную ответственность за все живое на Земле "Добро - то, что служит сохранению и развитию жизни, зло - есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей" Мировоззрение миро- и жизнеутверждения способно стать истинной культуротворящей силой лишь в гармонии с подлинными этическими ценностями Для осуществления принципа "благоговения перед жизнью" (этот принцип - ядро, несущая конструкция антинормативистской по сути этики Ш), не допускающего парциальных решений, " сознательно и по своей воле я отдаюсь бытию Я начинаю служить идеалам, которые пробуждаются во мне, становлюсь силой, подобной той, которая так загадочно действует в природе Таким путем я придаю внутренний смысл своему существованию" Лишь в границах такого подхода, по Ш, возможно преодолеть пагубный характер воздействия современной цивилизации на человека Конкретно-личностное начало в человеке не должно подавляться интересом "всеобщего": воля, олицетворяющая свободное и нравственное начало в человеке, безусловно, значимее знания и понимания, обосновывающих неизбежность подчинения людей репертуарам объективации закономерностей внешнего мира "Организованные государственные, социальные и религиозные объединения нашего времени пытаются принудить индивида не основывать свои убеждения на собственном мышлении, а присоединяться к тем, которые они для него предназначили Человек, исходящий из собственного мышления и поэтому духовно свободный, представляется им чем-то неудобным и тревожащим, - отмечал Ш, - сверхорганизация нашей общественной жизни выливается в организацию бездумья" Смысл бытия человека, полагал Ш, - непрестанное самосовершенствование с целью гармонизации и улучшения собственной природы Иной путь не является достойным человека, его духа, освященного божественным происхождением По мнению ТТТ, именно уровень гуманизма, достигнутый обществом в целом, адекватно отражает степень его зрелости и человекосо-размерности


Поделиться:

Реклама