Штраус - это...

ШТРАУС (Strauss) Давид Фридрих (1808—1874) — германский философ, историк, теолог и публицист. Согласно изложению В. В. Водовозова, Ш. учился в духовной евангелической семинарии в Вюртемберге, где одним из его учителей был знаменитый богослов, впоследствии основатель Тюбингенской школы, К. Баур, затем в богословском институте при Тюбингенском университете, куда при нем был переведен на кафедру церковной истории Баур, но остальные кафедры были заняты ортодоксальными сторонниками пиетизма. В 1831 Ш. был назначен преподавателем еврейского и греческого языков в семинарию в Маульбронне. В ноябре 1831 Ш. оставил место и поехал в Берлин с целью послушать лекции Г. Гегеля и Ф. Шлейермахера; но первого он уже не застал в живых. В 1832 Ш. занял место репетитора в богословском институте в Тюбингене и тогда же начал чтение лекций по философии в Тюбингенском университете. Лекции эти сразу создали ему громкую славу. В 1835 вышла в двух томах его книга Жизнь Иисуса; в императорской России она долгое время находилась под строгим запретом и появилась в русском переводе лишь в 1907 в нескольких изданиях; кроме того, вторая часть вышла отдельно под заглавием Чудеса Христа, которая произвела чрезвычайно сильное впечатление и на православных богословов, и на публику, хотя была написана в форме, мало доступной для неспециалистов. Исходя из принципов гегелевской философии, разбирая содержание источников (главным образом Евангелий) и развивая свою теорию образования мифов, Ш. не отрицал исторического существования личности Иисуса, но находил, что большая часть представлений о нем имеет позднейшее происхождение, и пытался выяснить, из каких греческих, еврейских и восточных элементов составились эти представления. Книга вызвала оживленную в ожесточенную полемику. Она явилась одним из толчков к разделению школы Гегеля на правых и левых гегельянцев; она же послужила исходным пунктом для создания Тюбингенской школы учителем Ш., Бауром, опиравшимся на труд своего ученика. Ш. за свою книгу был лишен места и перемещен на должность учителя в младших классах в лицее в Людвигсбурге, которую он скоро (1836) оставил, чтобы посвятить себя исключительно свободной литературной деятельности; Ш. поселился в Штутгарте. В 1837 он выпустил в свет три брошюры в ответ своим критикам под общим заглавием Полемические сочинения (Тюбинген). В 1839 Ш. был приглашен на вакантную кафедру богословия в Цюрих. Приглашение состоялось после трехлетней борьбы, имело характер политический и вызвало волнения, приведшие к падению тамошнего правительства. Ш. получил отставку, не вступив в должность. В 1848 людвигсбургские либералы предложили кандидатуру Ш. во Франкфуртский парламент; в своих речах на народных собраниях Ш. высказался за свободу слова, за суд присяжных, но вместе с тем за сохранение монархии и против республиканских устремлений. В 1864 Ш. заново переработал свою первую книгу: в новой версии он опирался на труды Тюбингенской школы, пользовался отчасти и идеями Ренана, за год перед тем выпустившим свою Жизнь Иисуса. Несмотря на значительно меньшую научность, Жизнь Иисуса Ренана, однако, больше нравилась публике, т. к. давала больше положительных выводов, и нарисованный в ней образ Иисуса являлся гораздо более цельным и полным, чем у Ш., исторический скептицизм которого отрицал саму возможность дать такой образ; для специалистов же книга Ш. давала мало существенно нового. В 1865 Ш. издал книгу Христос веры и Иисус истории. Критика Жизни Иисуса Шлейермахера. В 1872 вышла в свет книга Ш. Старая и новая вера. Исповедь. В ней четыре главы под названиями: Христиане ли мы еще?, Имеем ли мы еще религию?, Как понимаем мы мир?, Как обустраиваем мы нашу жизнь?. Книга эта представляет предсмертную исповедь мыслителя. Мы в ней — авторское; под ним следует разуметь самого Ш. и его единомышленников. На первый вопрос Ш. отвечает решительным отрицанием. На второй вопрос он отвечает, что никакой догматической религии не признает. На третий вопрос он отвечает подробной зашитой дарвинизма и материализма. Последняя глава посвящена политическим вопросам. В ней Ш. заявляет: Я буржуа и горжусь этим; но вместе с тем он желает сохранения дворянства и монархии, которую считает единственно возможной формой культурного человеческого общежития; отрицая равенство между людьми, он с презрением относится к идее социализма; для него история никогда не перестанет быть аристократкой; вечный мир в его глазах — иллюзия; он противник свободы стачек и защитник смертной казни, радующийся твердости Бисмарка при ее отстаивании. Безусловный противник всеобщего голосования, Ш. вместе с тем безусловный и горячий сторонник свободы слова, мысли и совести во всех ее видах. Книга эта вызвала значительный шум (к 1895 вышло 14-е издание), но мало кого удовлетворила: одних она оттолкнула радикализмом своей философской части, других — консерватизмом политической.

В снятом виде идеи Ш. применительно ко христианской религии и ее истории выглядят так. Евангелие не есть хроника научно доказуемых фактов, оно посвящено ожиданию Мессии, следовательно, это и не история и не легенда, а миф. В отличие от легенд, миф способен содержать метафизическую нагрузку. Христианская идея единства конечного (человека) и бесконечного (Бога) должна быть подвергнута адекватному переосмыслению в философии. Христиане верят, что это единство реализуется в индивиде — богочеловеке, Иисусе Христе. Но, согласно Ш., в исторически ограниченном человеке единство Божественного и человеческого недостижимо. Не в Христе, не в единичном духе воплотится единство конечного и бесконечного, а в самом человечестве и его двойственной природе Бог станет человеком. Конечный дух памятует о собственной бесконечности, ибо последняя — дочь духа (невидимого отца) и природы (видимой материи). Человечество чудотворит: дух по мере эволюции все более сливается с природой, человечество же безгрешно. Евангелие по сути своей философично: только философия способна отобразить истину в более адекватной и рациональной форме.


Поделиться:

Реклама