Шпильрейн Исаак Нафтульевич - это...

(1891 - 1937) - советский психолог, один из создателей российской психотехники. Биография. Высшее образование получил в университетах Гейдельберга и Лейпцига. В 1921 г. приступил к работе в психотехнической лаборатории Центрального института труда. В 1922 г. организовал при НК труда СССР лабораторию промышленной психотехники. Руководил секцией психотехники в Институте психологии и секцией психотехники в Коммунистической академии. С 1924 г. - профессор. Организатор и председатель Психотехнического общества (1927-1935), редактор журнала Советская психотехника (1928-1934). В 1935 г. был арестован по обвинению в контрреволюционной пропаганде и троцкизме и расстрелян. Реабилитирован посмертно. Исследования. Занимался проблемами психологии труда (рационализация труда, утомление, автоматизация трудовых действий, профессиональный отбор). Сочинения. Руководство по психотехническому профессиональному подбору. М.-Л.: Госиздат, 1929 Литература. К истории отечественной авиационной психологии. Документы и материалы. М., 1981, с. 119
Шпет Густав Густавович~(26.03.1879, Киев - 17.11.1938) философ-идеалист, историк, психолог. Биография. В 1898 г. поступил на физико-математический факультет университета Святого Владимира в Киеве, за участие в революционном движении был исключен из университета и выслан из Киева В 1901 г. был снова принят в университет на историко-филологический факультет. После окончания преподавал в частных гимназиях, с 1907 г. - на Высших женских курсах, с 1909 г. - в народном университете Шанявского. В 1910 г. защитил магистерскую диссертацию. В 1913 г. работал в Геттингенском университете. С 1916 г. - профессор Высших женских курсов, доцент Московского университета. С 1918 по 1921 г. - профессор Московского университета. Директор Научной философии, член Комитета по реформе средней и высшей школы. В 1920 г. организовал кабинет этнической психологии. Действительный член Российской Академии художеств, в 1923-29 гг. - ее вице-президент. Принял участие в создании Московского психологического института. С 1932 г. - проректор Академии высшего актерского мастерства. В 1935 г. подвергся репрессиям, в 1937 г. расстрелян. Посмертно реабилитирован. Исследования. По представлениям Шпета, процесс познания основан на отыскании первичных начал и принципов бытия (смыслов, эйдосов, идей). В человеческой деятельности проявляются интуитивные акты человеческого разума, смысл которых необходимо обнаружить. В работе Внутренняя форма слова. 1927 развивал положение, что язык предстает как основа культуры. Сочинения. Явление и смысл. М., 1914; История как проблема логики. Ч. 1, М., 1916; Сознание и его собственник. М., 1916; Очерк развития русской философии. Ч. 1, П., 1922; Антропологизм Лаврова в свете истории философии. П., 1922; Эстетические фрагменты. Вып. 1-3, П., 1922-23; Введение в этническую психологию. Вып. 1, М., 1927
Шнайдер (schneider) Курт~(7.1.1887, Крайлсхайм, Вюрттемберг - 27.10.1967, Гейдельберг) - немецкий психиатр и патопсихолог. Биография. Образование получил с 1905 г. по 1910 г. в университетах Тюбингена и Берлина (доктор медицины, Тюбинген, 1912), Кельна (доктор философии, 1921); после защиты в 1919 г. диссертации для замещения должности доцента работал у Г.Ашаффенбурга в Кельнском университете в качестве приват-доцента, с 1922 г. - экстраординарный профессор, с 1931 г. - экстраординарный профессор и директор Лечебного института Немецкой исследовательской психиатрической клиники в Мюнхене, с 1934 г. - профессор гистологии и невропатологии университета, с 1946 г. по 1955 г. - ординарный профессор психиатрии и директор Психиатрической клиники в университете Гейдельберга, с 1951 г. по 1952 г. был ректором университета. Исследования. Вместе с К.Ясперсом считается основным представителем феноменологического направления в психиатрии. Своим трудом Die psychopathischen Personlichkeiten, Leipzig, Wien, 1922, где дал практический признакпсихопатии - особенности личности, от которых страдает либо сам пациент, либо его окружение - Шнайдер вывел учение о патологическом развитии личности на новый уровень. Предложил здесь общую эмпирическую номенклатуру психопатий ( которые он рассматривал прежде всего как эндогенно обусловленные), выделяя - на основе наиболее ярко проявляющихся черт - гипертимных, депрессивных, неуверенных в себе, фанатических, тщеславных, лабильных, взрывных, равнодушных, безвольных, астеничных психопатов. Сделал попытку определить шизофрению как патологическое изменение личности и мировоззрения, а не как нозологическую единицу. При этом им были описан ряд характеристических симптомов шизофрении: убеждение больного, что его мысли произносятся вслух; слуховые галлюцинации, комментирующие его поведение; соматические галлюцинации; бред и ощущение, что действия контролируются другими (Die Psychologie der Schizophrenen und ihre Bedeutung fur die Klinik der Schizophrenie. Lpz., 1930). Трактовал религиозность как психическоеотклонение (Zur Einfuhrung in die Religionspsychopathologie. Tubingen, 1928). Сочинения. Klinische Psychopatologie. B., 1931; Die Schichtung des emotionelen Lebens und der Aufbau der Depressionszustande // Zeitsch. f. d. ges. Neur. u. Psychiat. 1920, 59, S. 281-286; Psychischer Befund und psychiatrische Diagnose. 1939.
Штерн (stern) Вильям Луис~(29.04.1871, Берлин - 27.03.1938) - немецкий психолог, основатель персоналистической психологии. Биография. Учился у Г.Эббингауза в Берлине. С 1897 по 1915 г. преподавал в университете Бреславля (Вроцлава), с 1915 по 1933 г. - в университете Гамбурга, где основал Психологическийинститут. В 1933 г. был вынужден эмигрировать в США, где стал профессором университета Дьюка. Исследования. Сделал попытку интегрировать естественные и гуманитарные науки. Рассматривал мир как иерархию личностей (взрослый, ребенок, животное, растение, кристалл). Наиболее известны его работы по психологии детства (Psychologie der fruhen Kindheit. Lpz., 1914). Проводил экспериментальные исследования развития у детей восприятия, речи, умственных процессов. Ввел понятие коэффициентаинтеллекта. Сочинения. Zur Psychologie der Aussage. 1902; Person und Sache. Bd. 1-3, Lpz., 1906-24; Die differentielle Psychologie und ihre methodischen Grundlagen. 1911; Allgemeine Psychologie auf personalistischer Grundlage. Haag, 1935
Шульц-хенке (schultz-hencke) Харальд~(18.08.1892 - 23.05.1953, Берлин) - немецкий психоаналитик. Исследования. На основе учения З.Фрейда развивал собственную концепцию, которая получила название нео-психоанализа. Занимался проблемами психотерапии эндогенных психозов. Сочинения. Der gehemmte Mensch, Entwurf eines Lehrbuchs der Neo-Psychoanalyse. 1942; Lehrbuch der Traumanalyse. 1949; Lehrbuch der analytischen Psychotherapie. 1952
Штерринг (storring) Густав~(24.8.1860, Ферде, Вестфалия - 1.12.1946, Геттинген) - немецкий психолог и психопатолог. Биография. Образование получил с 1884 г. по 1887 г. в университетах Бонна, Берлина, Киля, Галле (доктор философии, 1889) и Мюнстера (теологические экзамены, 1887, 1894). Работал с 1894 г., после сдачи государственного медицинского экзамена, ассистентом врача в Психиатрической больнице Hubersburg при Лейпцигском университете, с 1896 г., после защиты диссертации для замещения должности доцента, работал в качестве приват-доцента. В 1897 г. ему была присуждена степень доктора медицины (Вюрцбург), с 1902 г. по 1911 г. Штерринг - профессор философии и экспериментальной психологии в Цюрихе, с 1911 г. по 1914 г. - профессор в Страсбурге, с 1914 г. до своей отставки в 1928 г. - профессор в Бонне. Исследования. Известен своими работами в области психологии чувств (временная суммация эмоций). Предложил оценивать силу аффекта по соотношению длительностей вдоха и выдоха. Проводил связь между клинической психопатологией, которую рассматривал как учение о страданиях души, и психологией; поставил задачу на основе знаний о психопатологических изменений понять механизмы нормальной психической деятельности (Психопатология в применении к психологии, СПб., 1903). Сочинения. Vorlesungen uber Psychopatologie. Lpz., 1900; Psychologie des menschlichen Gefuhlsleben. Bonn, 1922.
Шкала Вершинных Переживаний~(Peak scale). Шкаласамоотчета, используемая для измерения тенденции к вершинным переживаниям.
Широта Охвата, Всесторонность~(Comprehensiveness). Критерий, используемый для определения ценности теории. Адекватная теория должна охватывать и объяснять широкий круг разнообразных поведенческих феноменов.
Шульц (schultz) Йоханнес Генрих~(30.06.1884 - 19.09.1970, Берлин) - немецкий психиатр и психотерапевт. Биография. После получения медицинского образования в Лаузанне, Геттингене и Бреслау, прошел психиатрическую стажировку в Геттингене, с 1907 г. под руководством Л.В.Вебера, и Йене, с 1912 г. под руководством О.Бинсвангера. С 1915 г. - профессор в Йене. В 1924-27 гг. прошел учебный анализ. С 1936 по 1945 г. - руководитель института психотерапии в Берлине. После второй мировой войны приступил к частной практике. Исследования. Выступал за развитие непсихоаналитической психотерапии. В 1920 г. разработал метод аутогенной тренировки (Das autogene Training. 11 Aufl. 1964). Сочинения. Die seelische Krankenbehandlung. 1919; Bionomen Psychotherapie. 1951; Lebensbilderbuch eines Nervenarztes. 1964; Handbuch der Neurosenlehre. 1957 (Hrsg. mit V.E.Frankl, V.E.Gebsattel)
Штумпф (stumpf) Карл~(21.04.1848 - 25.12.1936, Берлин) - немецкий психолог, один из основателей функциональной психологии. Биография. С 1873 г. - профессор в Вюрцбурге, где сменил Ф.Брентано, затем - в Галле, Праге, Мюнхене, с 1894 г. - профессор в Берлине, где при Берлинском университете организовал Психологический институт. Исследования. Большое влияние на него оказали феноменологические идеи Брентано. Предлагал разводить психологические функции, которые являются предметом психологии, и психологическое содержание, которое принадлежит к сфере феноменологии. Психологические феномены, представляющие собой непосредственные первичные данные человеческого опыта, не могут быть редуцированы в силу присущей им целостности. Проводил исследования в области музыкальной психологии (Tonpsychologie. Bd. 1-2, Lpz., 1883-90). В его школе прошли обучение В.Келер, К.Коффка, М.Вертгеймер и др. Сочинения. Erkenntnislehre. Lpz., 1939; Явления и психические функции // Новые идеи в философии. Сб. 4, СПб., 1913; Душа и тело // Новые идеи в философии. Сб. 8, СПб., 1913
Шизоаффективные Расстройства (f25.-)~В настоящее время данные о целесообразности отнесения шизоаффективных расстройств (F25.-) в дефиниции МКБ-10 к разделу F20-F29 (шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства) или к разделу F30-F39 ((аффективные) расстройства настроения) уравновешивают друг друга довольно точно. Окончательное решение поместить их в раздел F20-F29 было принято на основании испытания в национальных центрах проекта МКБ-10 за 1987 год, а также комментариев на этот проект, поступивших со всего мира от обществ-членов Всемирной психиатрической Ассоциации. Очевидно, что существуют широко распространенные и прочные клинические традиции, способствующие сохранению шизоаффективных психозов среди шизофрении и бредовых расстройств. В связи с этой дискуссией следует отметить, что при наличии набора аффективных симптомов добавление только неконгруентного аффекту бреда недостаточно для изменения диагноза на рубрику шизоаффективного расстройства. Во время того же эпизода расстройства наряду с аффективной симптоматикой должен присутствовать по меньшей мере один типично шизофренический симптом.
Шизоидный~Термин часто используется для описания симптомов, близких к шизофрении, однако без диагноза «шизофрения». Формально — это сокращенное название шизоидного расстройства личности, которое характеризуется эмоциональной холодностью, отчужденностью и неспособностью вступать в близкие отношения с другими людьми.
Шпрангер (spranger) Эдуард~(27.6.1882, Берлин - 17.9.1963, Тюбинген) - немецкий философ, психолог и педагог. Биография. Получил философское, историческое и лингвистическое образование в Берлинском университете. С 1909 г. он - преподаватель философии и образования в Берлинском университете, с 1911 г. по 1920 г. - профессор Лейпцигского университета, с 1920 г. по 1944 г. - профессор Берлинского университета. Читал гостевые лекции в Японии (1936-1939). В 1944 г. Шпрангер был арестован и заключен в Моабитскую тюрьму. В 1945 г. он был назначен ректором Берлинского университета, с 1946 г. до своей отставки в 1953 г. работал в качестве профессора университета Тюбингена. Исследования. Сторонник метода В.Дильтея, основанном на интуитивном постижении духовной целостности. Пытался интегрировать в свою систему учение Г.Риккерта о ценностях. Основываясь на методологической установке трактовать психологические процессы только из психологических же процессов, Шпрангер ввел понятие понимающей психологии. Исходный принцип психологии, по мнению Шпрангера, - понимание как способ непосредственное постижения смыслового содержания явлений объективного духа. Переживание связи внутренней душевной жизни и ценностей общественной духовной жизни осуществляется в актах деятельности Я, в которых реализуется определенная ценностная система. В основном своем труде, Формы жизни (Lebensformen. Geistwissenschaftliche Psychologie. Halle, 1914, в рус. пер.: (част.) Два вида психологии // Хрестоматия по истории психологии. М., 1980, с. 286-300; Основные идеальные типы индивидуальности // Психология личности. Тексты. М.,1982, с. 55-59), он отверг психологию элементов, которая расчленяет психический процесс на составные части, и обосновал истинность подхода с позиции рассмотрения душевного процесса как некоторой целостности в его смысловых связях с тем или иным содержанием культуры. Основной задачей духовно-научной психологии как одной из наук о духе является исследование отношения индивидуальной духовной структуры человека к структуре объективного духа, и, соответственно, выявление основных типов направленности абстрактного человека, получивших у Шпрангера обозначение форм жизни. Таких основных идеальных типов индивидуальности, обусловленных ориентацией на те или иные объективные ценности, им было выделено шесть: теоретическая (область науки, проблема истинности), экономическая (материальные блага, полезность), эстетическая (стремление к оформлению, к самовыражению), социальная (общественная деятельность, обращенность к чужой жизни), политическая (власть как ценность), религиозная (смысл жизни). В каждом человеке могут быть представлены ориентации на все эти типы ценностей, но в разной пропорции, какая-то из них при этом будет доминировать. На основе данной типологии личностей Г.Олпортом, П.Верноном и Г.Линдзеем был разработан Тест изучения ценностей, а также создан Тест интересов Дж.Холланда. В своих культурологических работах Шпрангер рассматривал античность, христианство, немецкий идеализм как основные силы, обусловившие содержание современной культуры. Из типологических представлений об индивидуальной душе Шпрангер делал педагогические выводы: при воспитании детей учитель должен интуитивно понять тот тип ориентации, который может стать ведущим у данного ребенка, и снабдить его соответствующим операциональным составом. Методологические установки понимающей психологии были реализованы Шпрангером в его исследовании психологии юности: Psychologie des Jugendalters. Lpz., 1924, в рус. пер.: (част.) Эротика и сексуальность в юношеском возрасте // Педология юности. М.-Л., 1931. Сочинения. Die Grundlagen der Geschichtswissenschaft. 1905; Zur Theorie des Verstehens und zur Geistwissenschaftlichen Psychologie. 1918; Wilhelm von Humboldt und die Humanitatsidee. 2 Aufl., B., 1928; Kultur und Erziehung. 4 Aufl., 1928; Der Sinn der Vorausseitzungslosigkeit in der Geisteswissenschaften. 1929; Volk, Staat, Erziehung. 1930; Weltfrommigkeit. 1940; Lebensfuhrung. 1947; Die Magie der Seele, Tubingen. 1947; Goethes Weltanschauung. 4 Aufl., Wiesbaden, 1949; Der unbekante Gott. 2Aufl., Stutt., 1955; Der Eigengeist der Volksschule. 2 Aufl., 1956; Der geborene Erzieher. 1958; Pestalozzis Denkformen. 2 Aufl., Hdlb., 1959; Kulturfragen der Gegenwart. 3 Aufl., Hdlb., 1961; Pedagogischen Perspektiven. 7 Aufl., 1962; Philosophie und Psychologie der Religion (Abhandlungen). 1974. Литература. Croner E.E. Spranger. B., 1933; Gruhle H.W. Verstehende Psychology. Stuttgart, 1948.
Шизофрения~Серьезное психическое заболевание, для которого характерны значительные нарушения дееспособности. Шизофреники могут проявлять ряд тревожных и пугающих симптомов: 1. Бессвязность мыслей: рассуждения шизофреника кажутся неясными и непоследовательными для окружающих. Кроме того, шизофреники часто) впадают в бредовое состояние и вольно интерпретируют события без какой-либо связи с реальностью. 2. Перцептуальные искажения: склонность воспринимать окружающий мир иначе, чем психически здоровые люди. К ним относятся галлюцинации и неспособность различать эмоциональное состояние окружающих. 3. Эмоциональные нарушения: некоторые шизофреники вообще не проявляют эмоций, другие могут проявлять неадекватные эмоциональные реакции. 4. Моторные нарушения: больные шизофренией могут демонстрировать необычные физические действия — беспричинный смех, суетливые движения или полная неподвижность в течение нескольких часов. 5. Нарушение социальной функции: неспособность поддерживать общественные отношения с другими людьми. Слабые социальные навыки приводят к общему низкому качеству жизни. Шизофреников можно подразделить на больных с негативными и позитивными симптомами. Позитивные симптомы означают наличие характеристик, отсутствующих у здоровых людей (например, галлюцинаций). Негативные симптомы означают отсутствие характеристик, присутствующих у здоровых людей (апатия, отсутствие эмоций и т. д.). Выявление комплексных причин шизофрении привело к значительным разногласиям между врачами-психиатрами и учеными-психологами. Вот некоторые главные объяснения: - Генетические объяснения подчеркивают важность генетической предрасположенности к шизофрении у отдельных личностей. Возможность развития этой предрасположенности зависит от домашней обстановки и отношения окружающих людей (см. Парадигма предрасположенности к стрессу). - Биохимические объяснения подчеркивают рольнейротрансмиттерадофамина в развитии расстройства (см. Дофаминовая гипотеза). Все большее число медицинских свидетельств подтверждает мнение, что шизофрения связана с повреждением специфических участков головного мозга. В частности, у шизофреников наблюдается увеличение мозговых желудочков (полостей в головном мозге), что может быть следствием повреждения других участков, расположенных в непосредственной близости от них. При лечении шизофрении применяются в основном антипсихотические препараты, устраняющие многие симптомы (однако неэффективные примерно в 30—40%) случаев), и психотерапевтические методы, такие как инсайт-терапия и семейная терапия. Существуют разные взгляды на то, следует ли лечить шизофреников в специальных учреждениях или в семейном кругу. Несмотря на заботу семьи и общества, многие шизофреники проходят курс стационарного лечения, возвращаются домой и через некоторое время снова ложатся в клинику. Отсутствие адекватной поддержки со стороны семьи и общества может привести к обострению шизофренического расстройства.
шаловливый Мишка~Печально известный плюшевый медвежонок, использованный в исследовании Макгарригла и Дональдсона, посвященном принципу сохранения. Это исследование привело к открытиям, заставившим усомниться в первоначальных находках Жана Пиаже. По наблюдениям Пиаже, маленьким детям было трудно понять, что количество монет в ряду не меняется, несмотря на изменение промежутков между монетами. Пиаже обнаружил, что если изменить расположение монет, дети часто говорят, что количество монет тоже изменилось. Это считалось свидетельством их неспособности пользоваться принципом сохранения. Однако с помощью «шаловливого мишки», который случайным образом изменял расклад монет, Макгарригл и Дональдсон пришли к выводу, что большинство детей все-таки отвечает правильно. Подобные открытия показывают, что неразумно отделять способности ребенка от ситуации, в которой они оцениваются.
Шкала Лайкерта~Шкала, используемая для измерения степени индивидуального согласия или несогласия с категорическими высказываниями типа «у психологов есть ответы на все жизненные проблемы». Обычно используется пять уровней согласия или несогласия, начиная от «полностью согласен», через «не уверен», до «совершенно не согласен».
Шкала Развития По Бейли~Разновидность теста на умственное развитие для младенцев в возрасте между 2 и 30 месяцами. Ребенка оценивают по трем критериям: опорно-двигательная шкала включает моторные навыки (например, бросание мячика): умственная шкала включает тесты на способность ребенка следовать инструкциям или найти спрятанную игрушку: шкала поведения отражает уровень социальной отзывчивости и боязливости. На основании этих тестов определяется коэффициент развития (КР), что в свою очередь позволяет психологу определить, соответствует ли уровень развития ребенка его возрасту, а также наличие признаков задержки или акселерации.
Шкала Внешних И Внутренних Признаков~Измерительная шкала, предназначенная для определения личного отношения человека к событиям, происходящим в его жизни. Оценка производится по двум параметрам: в какой мере происходящее является результатом личных навыков и намерений или обусловлено внешними факторами, неподвластными человеку. К примеру, человек, склонный к ситуационной атрибуции, может полагать, что большинство событий в его жизни является результатом удачи или «судьбы». Те, кто склонен к характерной атрибуции, рассматривают успех в жизни как результат личных навыков и упорной работы.
Шоковая Терапия~Терапевтическая методика, сходная по своей природе со стресс-терапией, но в отличие от нее фактически помещающая пациента в пугающую ситуацию. К примеру, человека, который боится высоты, выводят на крышу высокого здания, а человека, страдающего агорафобией, берут в шумное общественное место. Методоснован на экспозиции пациента перед пугающей ситуацией до тех пор, пока его страх не рассеется. Самой ситуации может предшествовать прослушивание магнитофонной записи с подробным рассказом о предстоящем событии. Запись прокручивается снова и снова, пока пациент не «устает бояться». Потом происходит фактическое знакомство с пугающей ситуацией. Этот метод может быстро повлиять на специфические фобии — например, на страх перед змеями или пауками, — но хуже работает с агорафобией. Не удивительно, что он пользуется наименьшей популярностью у пациентов, хотя принадлежит к числу наиболее эффективных. Описанную процедуру можно выполнять лишь при полном согласии пациента.
Шкала Половых Ролей По Бему~Измерительная шкала, оценивающая женщин и мужчин по 20 характеристикам, которые обычно считаются желательными для мужчин (напористость, честолюбие, агрессивность и т. д.), и по 20 характеристикам, считающимися желательными для женщин (сопереживание, преданность, нежность и т. д.). Респондентов просили оценить себя по семибальной системе в каждой из 40 характеристик, начиная от «почти всегда верно для меня» и заканчивая «почти всегда неверно для меня». Первоначальное предположение Бема о том, что андрогинные люди лучше приспособлены к жизни и обладают более позитивной самооценкой, не вполне подтверждается данными исследований. В большинстве исследований респонденты, обнаружившие высокие показатели по шкале мужественности, обладают более высокой самооценкой. Однако современные психологи склонны вообще отказаться от этих весьма упрощенных представлений о женственности и мужественности как о простых чертах личности. Они предлагают гораздо более широкий взгляд на различия между мужчинами и женщинами, которые не сводятся к отдельным характеристикам.
Шагомер~(pedometer) - небольшой портативный прибор для регистрации количества сделанных во время ходьбы шагов; зная это количество, можно приблизительно определить пройденное человеком расстояние. обычно прикрепляется к ноге пациента или фиксируется на поясе.
Шкала Векслера Для Измерения Интеллекта У Взрослых Людей~Тест на умственные способности, определяющий интеллект взрослых людей по таким категориям, как вербальные навыки и умственная производительность. Далее каждая из этих категорий подразделяется на отдельные способности, по которым проводится оценка специфических навыков.
Шкала р~Измерительный инструмент, использованный Адорно в его исследовании авторитарной личности. Шкала «Р» измеряет степень согласия или несогласия людей с такими высказываниями, как «повиновение и уважение к авторитету являются наиболее важными добродетелями, которые ребенок должен усвоить в раннем возрасте». Высокая степень согласия с подобными высказываниями указывает на авторитарный склад личности.
Шкала Социальной Дистанции~Серия высказываний о предпочитаемой социальной дистанции между респондентом и другим человеком или группой людей. Респонденту дают список, в котором перечислены разные этнические или национальные группы, а затем просят ответить, какое из нескольких высказываний лучше всего отражает его точку зрения (к примеру, «был бы не прочь иметь X своим близким родственником»; «не возражаю против У как соседа по улице»; «не позволил бы Z жить в моей стране»). По результатам шкалы социальной дистанции нетрудно определить степень предрассудков по отношению к любой отдельной группе. В наше времяшкала во многом устарела. Кроме того, высока вероятность искажения ответов, так как человек, осознающий негативное отношение к предрассудкам, пытается скрыть их от исследователя.
Шанкр~(chancre) - болезненная язва, развивающаяся в месте проникновения инфекции в организмчеловека, например, на губах, половом члене, уретре или глазном веке. Появление шанкра является основным симптомом таких инфекционных заболеваний, как сонная болезнь и сифилис.
Шейный~(cervical) - 1. Имеющий отношение или воздействующий на область шеи. 2. Имеющий отношение или воздействующий на шейку какого-либо органа, применяется особенно часто по отношению к шейке матки.
Шапочка Колыбельная~(cradle cap) - корочка из белых или желтых чешуек, образующая как бы шапочку на голове; нередко встречается у маленьких детей. Для лечения используется масло или специальный шампунь. Корочка обычно проходит в течение первого года жизни, однако она может быть предвестником развития у ребенка себорtйной экземы.
Шанкр Мягкий, Шанкроид~(chancroid) - заболевание, передающееся половым путем, вызываемое бактериями вида Haemophilus ducreyi и характеризующееся увеличением и изъязвлением паховых лимфатических узлов. Для лечения данного заболевания назначаются сульфаниламидные препараты.
Шар~(globus) - сферическая или шарообразная структура; например, бледный шар (globus pallidus) является частью чечевицеобразного ядра головного мозга (см. Ганглии базальные).
Шелуха Исфагулы~(ispaghula husk) - вещество (см. Средство слабительное), применяется для лечения запора, дивертикулита и синдрома раздражения кишечника. Назначается внутрь. Торговые названия: колвен (Colven), фибогель (Fybogel).
Шейка Плеча Хирургическая~(surgical neck) - суженный участок диафизаплечевой кости, расположенный между головкой плечевой кости и ее телом. В этом месте плечевой кости часто возникают переломы.
Шапочка~(cap) - любая структура, напоминающая защитное покрытие для головы. Дуоденальная шапочка (duodenal cap) - верхний сегмент двенадцатиперстной кишки, выявляемый на рентгенограмме после приема бария.
Шейка~(cervix) - напоминающая шею часть какого-либо органа, особенно шейка матки (cervix uteri), выступающая во влагалище. Через нее проходит канал шейки матки, соединяющий полость матки с влагалищем; в канале обычно всегда присутствует слизь, вязкость которой меняется на протяжении менструального цикла. матки способна значительно расширяться во время родов.
Шевеление~(quickening) - первое движениеплода в матке, которое ощущает будущая мать. Обычно шевеление плода начинает ощущаться после шестнадцати недель беременности, однако в некоторых случаях оно может возникать и немного раньше.
Шелушение~(ecdysis) - слущивание поверхностных слоев кожи; десквамация.
Шизонт~(schiwnt) - одна из стадий бесполого развития в жизненном цикле спорозойных (простейших паразитов). См. Шизогония.
Шизогония~(schizogony) стадия бесполого размножения в жизненном цикле спорозойных (простейших паразитов), обитающих в печени или эритроцитах. Паразиты растут и подвергаются многократному делению, образуя шизонт (schizont), содержащий множество мерозоитов. Окончательное высвобождение мерозоитов малярийного паразита рода Plasmodium из клеток крови приводит к развитию у больного сильной лихорадки.
Шиз- (schiz-), Шизо-~(schizo-) - приставка, обозначающая расщепление или разделение.
Шизофрения~(schizophrenia) - тяжелое расстройство психики (или ряд таких расстройств), характеризующееся нарушением связи между процессом мышления, контактом с окружающей действительностью и эмоциональным откликом на происходящие события. Бред и галлюцинации (особенно ощущение звучащих голосов) являются обычными симптомами шизофрении; при этом больному обычно кажется, что его мысли, действия и ощущения контролируются другими людьми. Он все больше отдаляется от окружающих, у него отмечается значительный спад активности и инициативности. Основными видами шизофрении являются: простая (simple), характеризующаяся социальной уединенностью и заметным сладом активности и эффективности действий больного; гебефреническая (hcbephrenic) - она начинается в юности или в самом начале взрослой жизни (см. Гебефрения); параноидная (paranoid) - для нее характерны явные приступы бреда; и кататоническая (catatonic), основным проявлением которой являются заметные двигательные нарушения. Последний вид шизофрении в настоящее время встречается крайне редко. Обычно, но не обязательно, шизофрения со временем начинает прогрессировать. Прогноз заболевания значительно улучшается при назначении больному антипсихотических средств, а также при постоянном проведении его психологической и социальной реабилитации. В настоящее время установлена тесная связь между развитием заболевания и генетической предрасположенностью к нему; ускорить развитие болезни могут различные стрессовые ситуации, неизбежно имеющие место в жизни человека. - Шизофренический (schizophrenic).
Шея~(neck) - 1. Часть тела, соединяющая голову с туловищем, скелетом которой являются шейные позвонки. 2. См. Шейка.
Шик-реакция, Pas-реакция~(periodic acid - Schiff (PAS) reaction) - тест, позволяющий выявить наличие в тканях гликопротеинов, полисахаридов, некоторых мукополисахаридов, гликолипидов и ряда жирных кислот. Исследуемая ткань после воздействия на нее реактива Шиффа обрабатывается йодной кислотой. В случае положительной реакции исследуемая ткань окрашивается в красный цвет.
Шигеллез~(shigellosis) - попадание в пищеварительную систему патогенных бактерий рода Shigella, вызывающих развитие бациллярной дизентерии.
Шина~(cast) - жесткий чехол для конечности или какой-либо другой части тела, сделанный из пластика или представляющий собой открытый оплетенный бандаж, пропитанный гипсом и применяемый в сыром виде. Гипсовая шина предназначена для защиты сломанной кости и предотвращения движений сопоставленных концов кости до полного их срастания.
Шизотипичный~(schizotypal) - данный термин используется для описания состояния, характеризующегося холодным отчуждением от других людей, эксцентричным поведением и странными для окружающих людей мыслями и разговорами; иногда у больных могут возникать короткие периоды сильных иллюзий, галлюцинаций или бредоподобных мыслей. Данное состояние по-другому называется пограничной шизофренией (borderline schizophrenia) и во многом напоминает отдельные симптомы шизофрении; чаще всего оно наблюдается у людей, которые генетически предрасположены к развитию у них шизофрении.
Шина~(cradle) - каркас из металлических стержней или другого материала, образующий прочную защитную оболочку над травмированной частью тела лежащего в кровати больного, защищая ее таким образом от движения и давления на нее постельного белья.
Шина~(splint) - жесткая основа для фиксации сломанных костей в положении, необходимом для их нормального заживления.
Шисто-~(schisto-) - приставка, обозначающая борозду; трещину.
Шкала Шгар~(Apgar score) - метод быстрой оценки общего состояния ребенка непосредственно после его рождения. По каждому из следующих критериев (глубина дыхания, частота сердечных сокращений, окраска кожных покровов, мышечныйтонус и наличие основных физиологических рефлексов) ребенок может набрать максимум два балла; данное обследование обычно проводится в первые пять минут после родов. Если младенец набрал 10 баллов, то он находится в отличном физическом состоянии. Если набранное количество баллов меньше, то через некоторое времятест можно повторить, чтобы выявить возможные нарушения в состоянии ребенка.
Шлем~(galea) - напоминающая шлемструктура, например, сухожильный шлем (galea aponeurotica) - плоский слой плотной соединительной ткани (см. Апоневроз), покрывающий череп и соединяющий две части надчерепной мышцы (сухожилие надчерепной мышцы - ред.).
Шкала Фаренгейта~(Fahrenheit temperature) - шкала, на которой точка плавления льда представляет температуру, равную 32°, а точка кипения воды - температуру, равную 212. В медицине (за рубежом - ред.) часто температура, измеренная по шкале Цельсия (стоградусной шкале), заменяется на температуру, выраженную в единицах шкалы Фаренгейта. Следующая формула служит для преобразования температуры, определенной по шкале Фаренгейта (Ф), в температуру по шкале Цельсия (Ц): Ц = 5/9 (Ф - 32). См. также Шкала Цельсия.


Определения, значения слова в других словарях:

Психологический словарь
(1891 - 1937) - советский психолог, один из создателей российской психотехники. Высшее образование получил в университетах Гейдельберга и Лейпцига. Был арестован в 1935 г., по обвинению в ""контрреволюционной пропаганде и троцкизме"" и расстрелян. Реабилитирован посмертно....

Поделиться:

Реклама