Шпенглер - это...

ШПЕНГЛЕР (Spengler) Освальд (1880-1936) - немецкий философ, представитель философии жизни, автор одной из наиболее значительных философско-исторических концепций 20 в Основные сочинения: "Закат Европы" (в двух томах, 1918-1922), "Годы решения Германия и всемирно-историческое развитие" (1933), "Пессимизм?" (1921), "Человек и техника" (1931) и др Свое собственное видение истории Ш определяет через критику классического историзма, представляющего исторический процесс как прогрессивное развитие человеческого общества во всемирном масштабе Традиционная периодизация исторического прогресса ("Древний мир - Средние века - Новое время") не имеет, по Ш, никакого значения для неевропейских обществ; концепция "всемирной истории" определяется Ш как "птолемеева система истории", основанная на европоцентризме в понимании иных культур Нивелирующее единство всемирно-исторического процесса Ш предлагает заменить более богатой содержанием картиной - историей как возникновением, расцветом и гибелью многочисленных самобытных и неповторимых культур Культуры, по Ш, как "живые существа высшего порядка" - вырастают из единой безначальной стихии жизни; жизненным началом любой культуры является ее "душа", стремящаяся осуществиться, обрести свое внешнее выражение в формах культуры, создать свой мир По мере того, как душа исчерпывает свои внутренние возможности, культура мертвеет К числу "великих культур", вполне реализовавших свои потенции, Ш относит китайскую, вавилонскую, египетскую, индийскую, античную, византийско-арабскую, западную, культуру майя, а также "пробуждающуюся" русско-сибирскую Уникальность каждой культуры обеспечивается своеобразием ее души: в основе античной культуры лежит "аполлоновская" душа, арабской - "магическая", западной - "фаустовская" Постижение культурных форм в корне противоположно абстрактному научному познанию и основано на непосредственном "чувстве жизни" Проявления той или иной культуры объединяет не только общая хронологическая и географическая отнесенность, но, прежде всего - тождество стиля, которое обнаруживается в искусстве, политике, экономической жизни, научном видении мира и тп Внутреннее единство культуры как живого организма выявляется изучением ее морфологии Идея целостности культуры, "физиономического" единства всех ее проявлений оказала значительное влияние на философию культуры 20 в Последовательно проводимый Ш тезис об уникальности культур вел к признанию их ценностной эквивалентности: все они равны по своему историческому значению и должны сопоставляться вне всяких оценочных категорий Сравнительный анализ культур, как считает Ш, обнаруживает единство их судьбы - каждая культура проходит одну и ту же последовательность фаз развития, и основные черты каждой фазы тождественны во всех культурах; исторические события, относящиеся к одной культуре, имеют соответствия (гомологии) во всех других Каждая культура, исчерпывая свои внутренние творческие возможности, мертвеет и переходит в фазу цивилизации, для которой свойственны иррелигиоз-ность, направленность энергии вовне, техницизм, урбанизация и империализм Отказ Ш от идей всемирного единства истории и прогресса как общей направленности исторического развития означал отрицание какого бы то ни было высшего смысла истории - культуры возникают "с возвышенной бесцельностью, подобно цветам в поле", и столь же бесцельно уходят со сцены, не оставляя после себя ничего Морфология культуры Ш сообщила западному миру, что он неудержимо клонится к закату: великие культуры прошлого как бы демонстрируют Западу его собственную судьбу, его ближайшее историческое будущее "Закат Европы" Ш - одно из первых произведений, открывающих тему кризиса культуры, имеющую фундаментальное значение для современного западного самосознания Ш, разработавший богатую содержанием историческую концепцию, оказывается, прежде всего, философом современности


Поделиться:

Реклама