Шлейермахер - это...

ШЛЕЙЕРМАХЕР (Sleiermacher) Фридрих Эрнст Даниэль (1768-1834) - немецкий философ, богослов и филолог В философской эволюции своих взглядов испытал влияние ФГ Якоби, в теологической - такого направления, как пиетизм В 1787 он изуччал богословие в университете в Галле и по окончании курса занимал должность домашнего учителя Затем несколько лет служил в должности проповедника в Ландеберге и в Берлине Это время (в течение 6 лет) было важным в его духовном развитии Особенно заметным оказались его отношения с романтиками и в частности дружба с Ф Шлегелем В 1802 за противоречия с протестантской церковью, Ш переводят придворным проповедником в Штоль-пе Из этого изгнания его освободило через два года приглашение занять место экстраординарного профессора философии и богословия в Халле После закрытия университета в Хал-ле, Ш отправился в Берлин, где он получил место проповедника и профессора университета (учрежденного по его плану) Результатом его академической деятельности явилась богословско-философская школа, названная по имени своего учителя Наряду с Шеллингом и Гегелем, Ш - равноправный представитель универсалистского образования, положенного в то время в основание философской работы Как богослов, с успехом действовал в пользу протестантской унии Ш был выдающимся теоретиком-филологом, автором многочисленных трудов по истории греческой философии, а своим мастерским переводом произведений Платона, заложил основы немецкой школы антиковедов Специфика работы Ш с текстом в такой сфере теологии, как экзегетика, позволяет констатировать, что Ш стоит у истоков современной философской герменевтики В истории герменевтики Ш принадлежит концепция универсальной герменевтики и конструирование ее как науки У него проблемой становится понимание как таковое В своих лекциях и докладах по герменевтике Ш придерживался следующего принципа: "Понимать речь сперва так же хорошо, а потом и лучше, чем ее автор" Однако искусство герменевтики не выступало у Ш "органом предметного исследования" В этом смысле Ш отличает искусство герменевтики от диалектики Именно поэтому герменевтика имеет служебную функцию и подчиняется предметному исследованию В своем миросозерцании он оригинальным образом синтезировал принципы немецкой философии (Кант, Фихте, Шеллинг) и обосновал на них собственные убеждения Теоретические основы учения Ш изложены по преимуществу в сочинении "Диалектика", которое было издано на основании его лекций посмертно Философия, по Ш, должна показать каким образом мышление, в качестве познания, может приближаться к своему идеалу В этом смысле она - диалектика и логика познающего бытия Как кантовская трансцендентальная логика, так и диалектика Ш является одновременно и логикой и метафизикой В философии религии Ш также занимает особенное и оригинальное положение Бог как тождество мышления и бытия, идеального и реального, представляется недостижимой целью, к которой стремится все научное познание Ш не богослов Откровения, так как о деятельности откровения Божества мы также мало можем что-либо знать, как и о его Сущности В то же время Ш - противник рационализма, потому что, по его мнению, Божество непознаваемо Но он и против кантовско-го нравственного богословия Его философия религии основывается не на теоретическом, не на практическом, но на эстетическом разуме Так как Бог не может быть познан, то и философия религии является не учением о Боге, а учением о религиозном чувстве В своей этике Ш самым выразительным образом подчеркивает идею личности Нравственная задача состоит в законченном развитии индивидуума, который в равновесии своих различных сил должен изжить свою внутреннюю сущность Однако нравственное развитие индивидуума, по Ш, возможно только на широком базисе общей культурной жизни и состоит исключительно в индивидуальной переработке всех моментов, составляющих содержание целого Нравственно зрелый индивид должен чувствовать свое единство с целым, принявшим в нем индивидуальную форму Занимая эту этическую точку зрения, Ш рассматривал государство, общественность, университет и церковь Он дал в своем учении совершенный образ собственной личности, хотя и замкнутой в самой себе, но все же соприкасающейся с общей жизнью Корпус сочинений Ш а достаточно велик и разнообразен Большинство из них было опубликовано после смерти мыслителя Важнейшие их них: "Речи о религии к образованным людям, ее презирающим (1799); "Монологи" (1800); "О различии между законами природы и законами морали" (1825); "Диалектика" (1839); "Эстетика" (1842); "Учение о государстве" (1845); "Психология" (1864); "Философия этики" (1870) и др


Поделиться:

Реклама