Шлегель - это...
ШЛЕГЕЛЬ (Schlegel) Фридрих (1772-1829) - немецкий философ, писатель, языковед, один из наиболее ярких теоретиков романтизма Ш вместе с братом АВ Шлегелем основал йенский кружок немецких романтиков и выпускал наиболее известный романтический журнал "Атенеум" Неудовлетворенность наличным состоянием культуры, ситуацией раскола между человеком и миром, прошедшим через само человеческое сознание и все его продукты, поиски абсолюта и "томление по бесконечному" предопределили не только содержательное наполнение его работ, но и их форму Принципиальная незавершенность, фрагментарность его произведений отражают не только индивидуальные особенности стиля, но и печать романтического движения в целом, его попыток найти новые средства выражения, соответствующие романтическим представлениям о принциальной незавер-шимости всякого творчества "Пока не найдена единственно истинная система, систематический метод остается более или менее разделяющим и обособляющим; бессистемное лирическое философствование по крайней мере не настолько разрушает целостность истины" Первый период творчества Ш отмечен сильным влиянием идей ИИ Винкельмана, предопределившим увлечение Ш античностью, греческой поэзией как "золотым веком" единства, господства объективно-прекрасного Современное общество, по мнению Ш, может спасти "эстетическая революция", очищающее воздействие которой должно вернуть человечество к "объективной красоте" и изначальному единству Первый шаг к эстетической революции - создание соответствующей эстетической теории, за которое он и берется В этом контексте он разрабатывает понятия "поэзия", "классическое", "романтическое" и др Второй период жизнедеятельности Ш связан с переездом в Йену (1796) и возникновением йенского кружка романтиков, и это время его творческие усилия сконцентрированы на формировании идеала, новой универсальной культуры и соответствующей ей целостной, свободной, универсальной личности, в которой "величие индивидуальности" превышает все ее отдельные дарования и произведения Модель отношений между такой универсальной личностью и миром выстраивается Ш через разработку понятий "ирония", "рефлексия", "цинизм", "либеральность", "игра", "остроумие" Центральным в этом списке является понятие иронии (см ИРОНИЯ, РОМАНТИЗМ) Ирония как форма "указания на бесконечность" является у Ш и онтологическим, и гносеологическим, и творческим принципом Ирония - не только творческий прием, но и свидетельство незамкнутости, открытости всякой сущности "Иронична" природа мира, и потому звания иро-ника достоин лишь тот человек, "внутри которого возросло и созрело мироздание" Эта же тема развивается Ш и в теории романтической поэзии (или иначе - "трансцендентальной поэзии", где осуществляется саморефлексия по поводу самого акта художественного творчества) Роман как самая совершенная, по Ш, поэтическая форма современности, это "соединение двух абсолютов - абсолютной индивидуальности и абсолютной универсальности" Как многие молодые немецкие философы этого времени, Ш пережил увлечение философией Фихте и разочарование в ней, неудовлетворенность противопоставлением умозрения и жизни и внеисторичностью фихтеанской системы Развитие собственных философских взгляде Ш во многое конгениально творчеству Шеллинга Интенции сближения взглядов Фихте и Спинозы, выстраивание целостной философии индивидуальности и универсума порождают учение Ш о символе Символы универсума (индивидуальные формы становящегося мирового целого) постижимы не в понятиях, а в образах, символах или идеях-символах (первопонятиях) В силу этого, именно поэзия, а не философия, в противоположность Шеллингу, реализует целостное видение мира Весь мир есть поэзия, а человеческое поэтическое творчество воспроизводит ее сущность Наиболее продуктивно поэтическое творчество, осуществляющееся как "сотворчество", ибо человек - это прежде всего высказывающееся, находящееся в ситуации общения Я Идеал общения-сотворчества созвучен шле-гелевской трактовке любви как "жизни жизни", как того сообщительного импульса, эротического слияния, которое превращает хаос в космос "Хаос и эрос - лучшее объяснение романтического" Но любовь - не только сущность жизни, но и единственно плодотворный путь познания, поскольку для Ш "всякое конечное я - это только фрагмент изначального пра-я, так что мир предстает как множество конечных производимых я, соотносящихся, общающихся между собой" Всякая возможность общения между я и пра-я, между я и ты основана на любви В противовес односторонности рассудочного познания Ш делает ядром своей гносеологии понятие "чувство" как единство духовных и душевных способностей человека Зрелый Ш трактует искомое единство как единство поэзии, философии и религии и обращает свои взоры на Восток, а именно к культуре Древней Индии как, по Ш, прародине такого единства Интерес к индийской культуре сменился у Ш волной разочарования, но его занятия положили начало немецкой санскритологии и сравнительному языкознанию На поздних этапах творчества эстетизм Ш сменяется идеями создания универсально-христианской философии (аналогом может, вероятно, служить шеллинговская идея философии откровения), проговариваемыми Ш в "Философии жизни" (1828), "Философии истории" (1829) и "Философии языка и слова" (1830) По Ш, "эстетическое воззрение существенно коренится в духе человека, но в своем исключительном господстве оно становится играющей мечтательностью Эта мечтательность, это немужественное пантеистическое головокружение, эта игра форм недостойны великой эпохи и уже неуместны Познание искусства и чувство природы останутся, пока мы остаемся немцами; но сила и серьезность истины, твердая вера в Бога и в наше призвание должны встать на первое место и вновь вступить в свои старые права" В целом, философия Ш отвечает едкой формуле русского философа Шпета: "романтизм - падавшее христианство" и может быть рассмотрена как попытка, если не предотвратить, то хотя бы задержать падение великой христианской культуры
Поделиться: