Шииты - это...

ШИИТЫ (араб. "приверженцы", "партия") — в исламе — меньшая (по сравнению с суннитами — см.) ветвь (в нее входит 10 % мумульман). Согласно изложению С. М. Прозорова, изначально Ш. признали Али б. Аби Талиба, зятя Мухаммада, четвертого халифа мусульманской общины и его потомков единственно законными наследниками и духовными преемниками пророка Мухаммада. Вскоре после смерти Мухаммада часть его сподвижников выступила за преемство Али, за сохранение верховной власти в "семье Пророка", признав незаконной осуществившуюся присягу Абу Бакру. В ходе борьбы за власть в начале второй половины 7 в. образовалась религиозно-политическая группировка сторонников передачи верховной власти Али как ближайшему родственнику и духовному преемнику Пророка. Эта группировка явилась ядром движения, которое нарушило первоначальное религиозное единство мусульманской общины и позднее привело к разделению ее на две основные части — суннитов и Ш. По своему значению этот раскол вышел за рамки династийного соперничества за власть внутри Халифата, оказав огромное влияние на судьбу мусульманского мира. После убийства Али его приверженцы — Ш. — повели борьбу за возвращение верховной власти ("имамата") в "семью Пророка", под которой они подразумевали исключительно Алидов — потомков Али. Первоначально основная масса Ш. считала, что право Алидов на имамат основывается на родстве Али с Пророком и его личных качествах. Однако еще при жизни Али некоторые его приверженцы начали проповедовать "божественность" имамата, утверждая, что Пророк назначил Али своим духовным преемником. Военно-политические поражения Ш. (гибель ал-Хусайна, разгром выступления ал-Мухтара) содействовали тому, что их энергия все больше направлялась в область религиозных идей. На базе религиозно-политической группировки Алидов, отстаивавшей кровнородственное право на власть, зародилось шиитское движение, взявшее на вооружение и проповедовавшее мистические представления о верховной власти. Обращение в ислам населения восточных провинций Халифата (Ирака, Ирана), где издавна бытовала идея божественной манифестации, способствовало распространению среди Ш. представления об имамах как о носителях "божественной субстанции". В противоположность суннитам и хариджитам, провозгласившим выборность главы общины, Ш., исходя из божественной природы верховной власти и рассматривая ее как таинственную эманацию "божественной благодати" в роду Али, принципиально отвергли саму возможность избрания имама. Опираясь на многочисленные предания и аллегорическое толкование отдельных мест в Коране, согласно которым Пророк якобы определенно указал на Али как на своего преемника и оставил ему духовное завещание, Ш. отстаивали принцип наследственной верховной власти в роду Али. Шиитский призыв "К Богоугодному из рода Мухаммада!", к возвращению верховной власти "семье Пророка" находил благодатную почву благодаря широкому недовольству в Халифате правлением Омейядов. Ш. проповедовали, что все беды происходят от "незаконного" правления Омейядов, "узурпировавших" власть, и что возвращение верховной власти Алидам приведет к установлению справедливости, к исполнению божественного повеления. Шиитская пропаганда способствовала свержению династии Омейядов, однако плодами этой многолетней борьбы воспользовалась другая ветвь хашимитов, родственников Пророка, — Аббасиды. Алиды не прекратили борьбу за власть, но их размежевание с Аббасидами значительно сузило социальную базу шиитского движения. К тому же и в самом шиитском движении не было единства. Разногласия и расколы среди Ш. вызывал прежде всего вопрос о передаче права на имамат тем или иным потомкам Али. Уже в 8 в. шиитское движение распалось на два основных течения — "умеренное" и "крайнее". В свою очередь, позднее эти ответвления распались на многочисленные общины. В настоящее время шиитского вероучения придерживается абсолютное большинство населения Ирана, более половины населения Ирака, значительная часть мусульман Ливана и Бахрейна. Различные шиитские общины существуют практически во всех мусульманских странах.


Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь
(Перс.) Секта мусульман, которые ставят пророка Али выше Мухаммеда, отвергая Сунну или традицию.

Поделиться:

Реклама