Шестов - это...
ШЕСТОВ Лев (Лев Исаакович Шварцман) (1866-1938) - российский философ и литератор, представитель русского религиозно-философского возрождения начала 20 в Свою философию в разное время определял как религиозную и экзистенциальную В 1920 эмигрировал за границу С 1921 - в Париже, профессор в Сорбонне Основные сочинения: "Добро в изучении графа Толстого и Ф Ницше (Философия и проповедь)" (1900), "Достоевский и НицшеФилософия трагедии" (1903), "Апофеоз беспочвенности (Опыт адогматическо-го мышления)" (1905), "Начала и концы" (1908), "Potestas clavum" ("Власть ключей") (1923), "Навлах Иова (Странствование по душам" (1929) После его смерти изданы работы: "Афины и Иерусалим" (1938), "Киргегард и экзистенциальная философия (Глас вопиющего в пустыне)" (1939), "Умозрение и откровение (Религиозная философия Владимира Соловьева и др статьи)" (1964), "Sola fide - Только верою (Греческая и средневековая философияЛютер и церковь)" (1966) и др Творческая деятельность Ш началась с ряда литературно-философских работ Исключительную роль в становлении философии Ш сыграли - наряду с произведениями Шекспира, которого Ш называл своим первым учителем философии - русская литература (прежде всего, в лице Достоевского и Толстого) и философияНицше Исходя из глубинного переживания трагичности человеческого существования, Ш выступал непримиримым критиком рационализма, в силу своих основных предпосылок узаконивающего, по мнению Ш, человеческие страдания Источник, порождающий ужасы жизни, Ш усматривал в "страшной власти" необходимости над человеческой жизнью Наука, будучи воплощением разума, в своем стремлении упорядочить мир предстает у Ш как поклонение необходимости и, соответственно, продуцирует принудительное знание, рационализированные истины которого служат орудием управления и господства Ш признавал за научными, те логически доказуемыми истинами только ограниченное значение, в противном случае они сами (как орудия необходимости) ограничивают человека как свободное и творящее существо, в чем собственно и заключается, по Ш, призвание человека Ш призывал к освобождению от довлеющей власти самоочевидного, общепринятого, общеобязательного, или, говоря иначе, - к "беспочвенности", - единственному, что дарует человеку ощущение полета Системосозидающей установке философского разума Ш противопоставил опыт адогматического мышления, усматривающего истину "в единичном, неповторяющемся, непонятном, всегда враждующем с объяснением - "случайном" , куда не распространяется власть разума Особую метафизическую значимость в философии Ш обретают мгновения, связанные с "порывистостью и свободной внезапностьго творческого роста и делания , когда разум отказывает в своих услугах" Именно в эти редкие мгновения, писал Ш, "только наедине с собой, под покровом тайны индивидуального бытия вспыхивают последние истины" Глубоко переживая иррациональное в бытии человека, Ш подчеркивал невозможность ясного и отчетливого представления о великих тайнах мироздания, когда непредсказуемость, неожиданность, чудесность требуют отказа от самого усилия "быть понятыми" Философия для Ш - не "строгая наука" (он горячо спорил с Гуссерлем по этому поводу), но "борьба за невозможное", риск и дерзновение, стремление к неведомому; дело философов - "не в разрешении проблем, а в искусстве изображать жизнь как можно более таинственной и проблематической" Единственную возможность реализации свободы и творческой мощи человеческой личности Д находил в религиозном опыте Вера для Ш - это одновременно и "второе измерение мышления", преодолевающее истины разума, освобождающее от власти необходимости, и путь к тому, для кого все возможно, и упование на Бога живого, что, сметая всякую уверенность и прочность, сопряжено с ожиданием, надеждой, тоской, страхом и трепетом Выступая против рационализации веры и полагая ее как сферу абсурда и парадокса, Ш сам включается в русло иу-дейско-христианской философии, которую он, назвав философией откровения, противопоставил философии умозрительной, рациональной Как философ Ш был достаточно независим от окружающих течений времени Наиболее близким себе мыслителем считал Кьеркегора Определенная близость философии Ш и экзистенциализма (как течения) не дает оснований к их соединению - в силу обособленности, ярко выраженного своеобразия этого мыслителя
Поделиться: