Шеломо - это...

ШЕЛОМО, Шломо (иврит. "мирный", "благодатный", "миротворец"; в рус. традиции — Соломон) — сын израильского царя Давида, третий царь единого Израильского (Израильско-Иудейского) царства (годы правления — ок. 961—926 или ок. 967—928 до н. э.); выдающийся государственный деятель, строитель Иерусалимского Храма (см. Храм), мыслитель и поэт, ставший в иудаизме, христианстве, исламе олицетворением самой мудрости, сокровенного знания; герой историографических книг еврейской Библии, или Танаха, вошедших также в ветхозаветный канон христианской Библии, — 2-й Книги Шемуэля (Самуила), или 2-й Книги Царств (см. Пророки), 1-й Книги Мелахим, или 1-й Книги Царей (в греч. и слав. Библии — 3-я Книга Царств; см. Пророки) и 2-й Книги Диврей ѓа-Йамим, или 2-й Книги Хроник (в греч. и слав. Библии — 2-я Книга Паралипоменон; см. Писания); согласно иудейской и христианской религиозным традициям, автор книг Мишлей (Книга Притчей Соломоновых; см. Притчи), Песнь Песней, Коѓэлет, или Екклесиаст; герой многочисленных преданий иудаизма, христианства, ислама.

Ш. унаследовал царство, простиравшееся от египетской границы на юге до Хаммата в центральной Сирии, но не включавшее в себя территорию филистимлян (1 Царей 5:1; в СП — 3 Цар 4:21). Нужно было развивать торговые и дипломатические связи, сохранять внутреннее единство и независимость государства. Нужна была особая мудрость, чтобы не только не растерять то, чего добился Давид, но и преумножить блеск его царства. И Ш. проявил себя как выдающийся государственный муж. Согласно логике религиозно-этической концепции Танаха, ему удалось это именно потому, что он следовал духовному завету своего отца и был верен Господу. "И возлюбил Шеломо Господа, поступая по заветам Давида, отца своего..." (1 Царей 3:3). Однажды, когда Ш. совершал жертвоприношение на высокой горе в Гивоне (Гаваоне), ибо еще не был построен Храм в Иерусалиме, ему ночью во сне явился Господь и сказал: "Проси, что Мне дать тебе?" (1 Царей 3:5). В ответ на это обещание — дать все, что он ни попросит, Ш. просит только одного — мудрости, нравственного знания, умения различать добро и зло, и в первую очередь умения справедливо руководить отданным ему во власть народом Божьим: "Даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой, чтобы различать между добром и злом, ибо кто может судить этот многотрудный народ Твой" (1 Царей 3:9). Эта просьба чрезвычайно понравилась Богу: "И хорошо было в глазах Господа то, что Шеломо просил [именно] этого. И сказал ему Бог: за то, что ты просил этого и не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства, не просил себе души врагов твоих, но просил себе разума, чтоб уметь судить, вот, Я сделал по слову твоему. Вот, Я дал тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было до тебя и после тебя, не встанет подобный тебе" (1 Царей 3:10—12). Господь обещает сделать и то, чего не просил Ш.: дать и богатство, и славу, продлить его дни. Но при этом, в духе богословско-этической концепции Танаха, звучит предостережение: "Если будешь ходить путями Моими, соблюдая уставы и заповеди Мои, как ходил Давид, отец твой..." (1 Царей 3:14).

В иудейской и христианской традициях Ш. остается величайшим из мудрецов, олицетворением мудрости и знания. Уже в 1-й Книге Царей сказано, что Ш. изрек три тысячи притчей и тысячу пять песней, в которых описал свойства всех растений, зверей и птиц (3 Цар 4:32—33). В более поздней книге, не вошедшей в канон Танаха и сохранившейся на греческом языке, — "Премудрость Соломона" — сказано, что "художница всего — Премудрость" позволила Ш. познать устройство мира, "начало, конец и средину времен... все сокровенное и явное" (Прем. Сол 7:18; 21; СП). Не случайно самые мудрые, философски неоднозначные и поэтически прекрасные книги в библейском каноне связываются как в иудаизме, так и в христианстве с именем и авторством Ш.: Мишлей, или Притчи, Коѓэлет, или Экклесиаст, Песнь Песней, а за пределами иудейского канона, ставшего протоканоном для христианской Библии, — девтероканоническая книга "Премудрость Ш." и апокрифические "Завет Ш." и "Псалмы Ш." (в канонической Книге Хвалений, или Псалтири, Ш. приписывается авторство двух Псалмов — 71/70 и 126/125).

Легенды о Ш. широко представлены в средневековых фольклорных сказаниях и литературных произведениях. Так, под влиянием не только библейского текста, но аггадических сюжетов в Германии в 12 в. возник цикл поэтических сказаний "Соломон и Морольф". Древнерусские предания рисуют борьбу Ш. с демоном Китоврасом, синонимичным по смыслу Ашмедаю. Эта борьба представлена как борьба "мудрости света" и "мудрости тьмы". Согласно "Сказанию о Соломоне и Китоврасе", иудейский царь Езекия (в Танахе — Хизкияѓу) сжег "целительные" книги Ш., потому что люди самостоятельно лечились по ним и переставали обращаться к Богу. Сказание развивает также мотив "чаши Ш.", утверждая, что на ней была начертана таинственная надпись, содержащая пророчество об Иисусе Христе и указывающая точное число лет от Ш. до Христа. В древнерусской литературе известна "Повесть о рождении и похождениях царя Соломона".

Сказания о Ш. (Сулеймане, точнее — Сулаймане) обильно представлены в мусульманской традиции. В Коране Сулайман предстает как наследник Дауда (Давида) и верный слуга Аллаха, наделенный величайшей мудростью. Исследователи утверждают, что многие из этих легенд начали складываться на Аравийском п-ове еще до возникновения Корана и ислама как такового. Частично они возникли в Древнем Иране (Персии). Сулайману подчинялся ветер и был понятен язык птиц и всех живых тварей. Однажды он услышал разговор муравьев и изменил путь своего войска, чтобы не раздавить их, а затем муравьи пришли ему на помощь (традиционный сказочный архетип "чудесного помощника", "благодарного животного"). По приказу Аллаха Сулайману служили джинны: ныряли для него за жемчугом, строили здания, изготовляли скульптуры и чаши. Птицы служили посланцами Сулаймана. Так, ухдуд (удод) принес ему известие о царицы Сабы Билкис, а потом носил его письма к ней с призывом признать Аллаха и покориться ему. С помощью перстня Сулаймана его вазир перенес трон Билкис из Йемена в Иерусалим. В мусульманских сказаниях о Ш. фигурируют сказочные мотивы волшебного ковра, зеркала, драгоценного стола. Особое внимание уделяется его взаимоотношениям с джиннами, которых он наказывал, помещая в запечатанные сосуды (с этим связан целый пласт арабоязычного сказочного фольклора). Одно из наиболее знаменитых мусульманских преданий гласит, что никто поначалу не заметил смерти Сулаймана: он стоял, опираясь на посох, и казался живым. И лишь когда червь проел посох, тело царя упало на землю. Как и в еврейской Аггаде, целый пласт сказаний связан с наказанием Сулаймана за гордыню и склонность его супруги к язычеству. Так, однажды перстнем Сулаймана (по представлениям мусульман — печать с шестиконечной звездой, сильнейший охранный талисман) завладел шайтан Сахр (мусульманская параллель Ашмедая) и стал на 40 дней царем вместо него. Потом Сахр потерял перстень в море, а Сулайман нашел его в чреве рыбы и вернул себе власть.

Ш. — один из центральных героев эфиопских преданий, которые возводят к Ш. и царице Шевы (Сабы) Билкис династию эфиопских царей.

Ш. — один из популярнейших героев мирового изобразительного искусства, музыки и литературы. Изображение Ш., принимающего царицу Сабы в павильоне с прозрачным, как вода, полом, — распространеннейший сюжет персидских миниатюр, европейской скульптуры и живописи. Сцены из жизни Ш. предстают на миниатюрах в западноевропейских и византийских рукописях, в витражах и скульптурных группах средневековых соборов. В живописи к образу Ш. обращались Ван-Эйк, Мантенья, Джорджоне, Рубенс, Пуссен, Тьеполо и др.

Среди музыкальных произведений о Ш. наиболее известны мотет Жоскена де Пре "Стоял же Соломон" (1538) и 96-голосый канон Пьетро Валентини "Узел Соломона" (1631); оратории "Суд Соломона" Кариссими (1669), "Соломон" Шарпантье (1702), "Соломон" Г. Ф. Генделя (1749), впоследствии переработанный Ф. Мендельсоном. Во всех английских коронационных церемониях исполняется знаменитый гимн Генделя "Цаддок-священник" (1727), написанный к коронации Георга III. Ш. Гуно принадлежит опера "Царица Савская" (премьера — 1862), Э. Блоху — рапсодия для виолончели с орекстром "Соломон" (1915, первое исп. — 1917).

В мировой литературе Ш. посвящены англосаксонский стихотворный "Диалог Соломона и Сатурна", немецкие "Сказание о Соломоне и Морольфе" (12 в.), анонимная мистерия "Представление о царе Соломоне и двух фавнах" (15 в.), русский "Сказ о Китоврасе", основанный на аггадическом предании о строительстве Храма; в эпоху Ренессанса — "Фарс о Соломоне" испанского драматурга Д. Санчеса (ок. 1530), "Представление в ночь великого поста" немецкого писателя Г. Сакса (1550), анонимное итальянское "Представление о царе Соломоне" (1562) и др. Велик интерес к Ш. литературы 17 в., особенно литературы барокко, пристально исследовавшей противоречия и метания духа, столкновение противоречивых страстей, ведущее к гибельным последствиям: трагедии великого голландского драматурга Й. ван ден Вондела "Соломон" (1648) и "Адония, или Бедственное властолюбие" (1661); пьеса (ауто) великого испанского драматурга П. Кальдерона "Восточная Сибилла, или Великая царицы Сабы" (пост. в Мадриде в 1682). Среди произведений эпохи Просвещения особенно примечательны трагедия немецкого поэта и драматурга Ф. Г. Клопштока "Соломон" (1764), религиозная драма швейцарского ученого, критика и писателя И. Я. Бодмера "Безумие мудрого царя" (1776). Образ Ш. вдохновлял многих писателей романтиков: поэма "Соломон и Балкис" Р. Браунинга (1833), поэма "Соломон" Г. Гейне (сб. "Романсеро", 1851), рассказ Г. Лонгфелло "Азраэль" в 3-й части "Рассказов придорожной гостиницы" (1872), поэма "Соломон" В. Гюго (1877) и др. В 20 в. посвятили произведения Ш. американский поэт У. Линдсей ("Царь Соломон и царица Савская", 1917), немецкий драматург А. Паке ("Марколф, или Царь Соломон и Строитель", 1924), ирландский поэт У. Б. Йитс ("Соломон и ведьма", 1924) и др. На иврите о Ш. писал Х. Н. Бялик ("И был день...", 1938). В русской литературе Ш. посвящены повесть А. И. Куприна "Суламифь", стихотворения И. А. Бунина "Трон Соломона" (1906—1908), И. Северянина "Рондель" ("Нарцисс Сарона — Соломон..." (1911), Г. А. Шенгели "Экклезиаст" (1918), В. Я. Брюсова "Соломон" (1919), М. А. Волошина "Соломон" (1924) и др.

Г. В. Синило


Поделиться:

Реклама