Шеллинг - это...

ШЕЛЛИНa (Schelling) Фридрих Вильгельм Йозеф (1775-1854) - один из виднейших представителей немецкой классической философии В 1790 в 15-летнем возрасте становится студентом богословия Тюбингенского университета (вместе с Гегелем и Гельдерлином) В 1798, в 23 года - профессор в Йене Здесь Ш сближается с кружком романтиков (братья А и Ф Шлегели, Новалис, Шлейермахер и др) В Мюнхене (1806-1820) становится членом Академии наук и генеральным секретарем академии изящных искусств 1820-1826 - профессор Эрлангенского, с 1827 - вновь Мюнхенского и с 1841 - Берлинского университетов Сыграл значительную роль в разворачивании проблематики критической философии Начиная с Канта, критическая философия ставила перед собой задачу изучения глубочайших основ самопознания, те человеческого Я, субъекта как активного творческого начала После Канта это критическое самопознание нуждалось в систематическом завершении и единстве, но как только эта цель была достигнута, встала не менее важная задача - найти выход из области теории познания в область философии природы, как необходимого объекта самого духа Значение Ш в немецкой философии и определяется тем, что именно на его долю выпала задача осуществить грандиозный переход от самопознания к миропознанию, основанному на принципах кантианско-фихтеанского критицизма Философский путь Ш и, соответственно, порядок решаемых им проблем можно представить cл обр: от самопознания к миропознанию, а от него - к богопознанию, что согласуется с такими периодами его творчества, как натурфилософия, философия тождества, трансцендентальный идеализм, философия откровения Прежде чем выработать свою точку зрения, Ш целиком находился под влиянием идей Фихте Все его работы до середины 1790-х представляют собой не более, чем комментарии к наукоучению последнего Расхождение между мыслителями наметилось в понимании природы Если Фихте направлял свой интерес гл обр на то, как субъект сам определяет и формирует себя, и оставлял вне рассмотрения бессознательно действующее и творящее природу Я, то, по Ш, такое Я и не есть еще собственно субъект; чтобы стать таким, оно должно пройти длительный путь бессознательного природного развития Ш убежден, что начинать философию сразу с самосознающего Я неисторично; следует вернуться к его истокам, изобразив весь генезис самосознания и тем самым необходимость его появления Так анализу самосознания оказался предпослан анализ природы, которая соответственно, предстала у Ш как бессознательноетворчество самого духа, необходимый продукт его развития, им же самим - духом, и созерцаемый При этом Ш различает сознание, дух, как субъект в качестве абсолютно свободной чистой деятельности, с одной стороны, и дух как продукт развития природы, с другой, - как сознательное и бессознательное Эта проблема соотношения сознания и бессознательного станет в центр внимания Ш на всех этапах его развития Философия природы на этом этапе выступает в роли необходимой части философии трансцендентального идеализма, чего не было у Фихте, невидевшего в ней самостоятельной реальности Основной проблематикой натурфилософии Ш становится рассмотрение всех ступеней развития природы в направлении к ее высшей цели, те порождению сознания из бессознательной формы жизни разума или, как говорит сам Ш: рассмотрение того, как из природы возникает дух, как природа приходит к знанию? То, хотя и в специфической форме, Ш продолжил развитие критической философии, ибо, подобно своим предшественникам - Канту и Фихте он решает вопрос об условиях познания: как человек, будучи явлением природы (те предшествующим познанию) начинает познавать природу, или: как природа приходит к тому, что она познается человеком С этой точки зрения, знание возникает как необходимый продукт разума, заложенный и организованный природою в человеке Далее цели натурфилософии конкретизируются cл обр: исследовать организующую природу до той самой ступени ее развития, когда возникает знание Ш распространяет диалектический методФихте на анализ природных процессов, провозглашая в качестве главных принципов своей натурфилософии принцип единства природы и духа; принцип полярности (те понимание всякого природного тела как продукта взаимодействия противоположно направленных сил); принцип развития или творчества природы, откуда знаменитое шеллинговское: природа не только natura naturata (продукт), но и natura naturans (продуктивность, деятельность, субъект) Развитие осуществляется в природе как своеобразная "иерархия организаций": от объективного к субъективному через так называемое потенцирование - возрастание субъективности На развитие натурфилософских взглядов Ш большое влияние оказало естествознание тех лет, активно исследовавшее вопросы о немеханическом принципе унификации естественных сил и экспериментально приступившее к многостороннему изучению возможности взаимопереходов различных форм движения Это была полоса великих открытий А Вольты, Лавуазье, Пристли, Эрстеда, Фарадея и др В свою очередь, умозрительные идеи Ш о единстве природы и всех ее сил также вдохновили многих естествоиспытателей (например, Эрстеда в идеях о связи между электричеством и магнетизмом) А сам Ш спекулятивным путем осуществил своеобразный синтез корпускулярной и волновой теорий света Ньютона и Гюйгенса, что только через 100 лет экспериментально подтвердил Луи де Бройль Натурфилософия Щ проходит два фазиса своего развития, отделенные друг от друга философией тождества, которая сама вытекает из первого и в свою очередь обосновывает второй фазис На 1-ом этапе, выясняя вопрос о том, как из природы возникает дух, знание, он приходит к выводу о том, что развитие природы осуществляется через потенцирование - постепенное динамическое возвышение ее форм в сторону возрастания субъективности Следующий, более поздний, вариант философии природы посвящен гл о вопросам взаимоотношения природы и духа, тому, что есть природа и как она возможна С этой целью Ш осуществляет тназ дедукцию природы как активного творческого субъекта, априори предшествующего всем конкретным явлениям Природа становится в его интерпретации одновременно и объектом и субъектом, и деятельностью и продуктом, благодаря чему и является возможным ее познание Так философия природы непосредственно перетекает в философию тождества, согласно которой существует только один мир, в котором заключено все: и природа и дух Речь идет о некоем первоначальном единстве субъективного и объективного, служащем исходным пунктом любого развития - абсолютной индифферен-ции, из которой через потенцирование осуществляется возвышение субъективного из объективного Однако при этом принцип тождества субъекта и объекта сохраняет роль основного содержания развития как всего мира, так и каждой из его ступеней Все в мире есть единство субъективного и объективного, а различия между ними обусловлены лишь количественным преобладанием одного или другого Выходит, что природа и реальна и идеальна одновременно, те и существует независимо от нашего ее познания, которое ею и обусловлено, и в то же время заключает в себе самой условия этого познания и его принципы Так Ш выходит за рамки субъективного идеализма Фихте, вкладывая в основу самой природы принципы ее же познания Ш назовет свое учение наукой об абсолютном, познающей тот принцип, из которого с необходимостью следует действительный мир, заключающий в себе и природу и дух, абсолютноетождество субъекта и объекта, идеального и реального - или абсолютным идеализмом С самого начала философия природы была задумана как часть философии трансцендентального идеализма, включающей в себя также и теорию познания Отказавшись от возможности использовать в качестве образца учение Фихте, Ш пытается всесторонне развить выводы, полученные им в натурфилософии, для построения собственной философской системы как идеализма во всей его полноте в противовес ограниченному субъективному идеализму С этой целью он пишет "Систему трансцендентального идеализма" (1800), в предисловии которой им была четко определена специфика задач трансцендентального идеализма по сравнению с задачами его философии природы По мнению Ш, философия должна объяснить факт знания, соответствие представлений предметам Это совпадение предметно-бессознательного (природы) и сознательного (субъекта), есть факт, который, как считает Ш, и следует объяснить Философия природы решила только одну сторону проблемы, показав как природа становится объектом наших представлений Было выявлено, что интеллект сам возникает из природы, которая и есть этот развивающийся интеллект Но есть и другая сторона проблемы - то, как интеллект приходит к природе, или как к субъективному началу присоединяется объективное, согласующееся с ним Иначе говоря, главной задачей трансцендентального идеализма становится исследование развития самого интеллекта или воспроизведение необходимого развития интеллекта с помощью интеллектуальной интуиции (это означает, что исследуемые объекты - акты сознания - познаются непосредственно при их осуществлении, те рефлексирование деятельности осуществляется в момент ее осуществления) Далее Ш подразделяет интеллект на теоретический (копирующий) и нравственно-практический (полагающий цели), что обусловливает существование в рамках системы трансцендентального идеализма теоретической и практической философии При этом необходимым условием того, что интеллект может быть одновременно и копирующим и созидающим, становится принцип интеллектуальной интуиции, означающий существование одной и той же творческой деятельности, созидающей объекты и одновременно копирующей их Система теоретической философии отвечает на вопрос о том, как интеллект познает мир; практическая философия исследует то, как практический интеллект приводит этот мир в порядок Другими структурными частями философии трансцендентального идеализма становится также философия природных целей, занятая анализом творческой, целеполагающей деятельности природы, и философия искусства, в котором, по Ш, преодолевается противоположность теоретического и нравственно-практического, наступает гармония сознательной и бессознательной деятельности, совпадение природы и свободы, чувственного и нравственного начал Именно философия искусства становится у Ш органоном философии, ее своеобразным завершением и высшим сводом всего философского здания Как и Фихте, Ш был уверен в том, что система заканчивается в том случае, если она возвращается к своему исходному пункту Так, в эстетическом созерцании, полагал он, интеллектуальное созерцание становится объективным; устанавливается гармония исследуемого объекта - Я - с самим собой через потенцирование самосозерцания Тобр история самосознания, по III, прошла через ступени теоретического Я, созерцающего мир; практического Я, приводящего мир в порядок и художественного Я - творящего мир Начиная с ощущения, через созерцание, представление, суждение и высший пункт теоретического Я - разум, когда оно начинает осознавать себя самостоятельным и самодеятельным и тобр становится практическим, действующим сознательно, а от него к эстетическому Я - таков путь развития интеллекта Следующий этап философского развития Ш - его система абсолютного тождества, цель которой согласовать два противоположных момента его учения - натурфилософию и трансцендентальный идеализм, которые разными путями шли к рассмотрению одной и той же проблемы: натурфилософия показала возникновение сознания из природы (здесь "объективное есть первое"), а трансцендентальный идеализм осуществил дедукцию объекта из субъекта, те зафиксировал "субъективное как начало" В философии тождества Ш наталкивается на необходимость согласования обоих рядов, придав им единое основание в виде абсолютного тождества субъекта и объекта, природы и духа, которые предстают теперь как два порядка одного и того же непрерывного процесса Свое учение об абсолютном тождестве он развивает гло в диалоге "Бруно, или о божественном и естественном начале вещей" (1802) Так, будучи тождеством субъективного и объективного, абсолют, по Ш, не есть ни дух, ни природа, а безразличие обоих - тотальная индифференция (подобно точке безразличия полюсов в центре магнита), содержащая в себе возможность всех определений, и в тоже время равное себе всеединство, исключающее всякое изменение и разнообразие Полная развернутость и осуществлен-ность этих возможностей, по Ш, это Вселенная, которая есть тождество абсолютного организма и абсолютного произведения искусства Ш даже удваивает термин, он говорит о "тождестве тождества", чтобы подчеркнуть и его Абсолютное единство, и абсолютноеравенство себе самому Соответственно сфере изысканий и принципу подхода к ней, эта ступень в развитии его философии получила название "философии тождества" как, впрочем, и все учение Ш В этом плане чрезвычайно сложным для философа оказался вопрос о переходе от его Абсолюта к миру, от сущности к явлению, от единства к разнообразному и от бесконечного к конечному Ш нашел здесь выход в чисто количественном различии между субъективным и объективным на каждой ступени развития, несмотря на их, в то же время, абсолютноетождество Эти взгляды Ш будут подвергнуты затем критике со стороны Гегеля, который радикально перестроит шеллинговское абсолютное, сделав его не только субстанцией, но и субъектом В последние десятилетия своей жизни Ш создает тназ философию откровения или позитивную философию, основные идеи которой прозвучали и в более ранних его работах ("Философия религии", 1804, "Философские исследования о сущности человеческой свободы", 1809 и др) Ш много рассуждает по вопросу о том, каким образом происходит рождение мира из абсолюта, и делает вывод о невозможности рационально объяснить этот факт Он считает его иррациональным, первичным фактом, коренящимся не в разуме, а в воле - слепой и бессознательной и потому немогу-щей быть предметом философии, осуществляющей рациональное выведение всего сущего из исходного принципа Свою рациональную философию (он называет ее негативной наукой разума) он считает необходимым теперь дополнить тназ позитивной, в которой первичным становится уже не само сущее, а его содержание - иррациональная воля, которая постигается только в "опыте", ассоциирующемся у Ш с мифологией и религией Так Ш отходит от основных принципов немецкой классической философии в сторону теософии и мистики Место Ш в истории философии определяется осуществленным им переходом от субъективно-идеалистического наукоучения Фихте к объективному идеализму и принципам развитой им диалектической натурфилософии Ранние работы Ш стали важным связующим звеном между философией Канта и Фихте, с одной стороны, и учением Гегеля, с другой, которому Ш во многом передал сам принцип своей философии Учение Ш оказало большое влияние на философскую мысль 19-20 вв Имея в своей основе как бы два начала - абсолютный разум и слепую сверхчувственную волю, оно явилось идейным материалом для самых различных философских систем, как рационалистических (Гегель), так и иррационалистических (Шопенгауэр), а чере) последнего для создателей философии жизни и экзистенциализма


Поделиться:

Реклама