Шелер - это...
ШЕЛЕР (Scheler) Макс (1874-1928) - немецкий философ и социолог, один из основателей философской антропологии, аксиологии и социологии знания Профессор в Кельне (1919-1928), во Франкфурте (1928) Основные сочинения: "Трансцендентальный и психологический метод" (1900), "Гений войны и немецкая война" (191 5), "Война и строительство" (1916), "Формализм в этике и материальная этика ценностей" (тт 1-2, 1913-1916), "О вечном в человеке" (1921), "Сущность и формы симпатии" (1923), "Формы знания и общество" (1926), "Положение человека в космосе" (1928) и др На философские взгляды Ш значительное влияние оказали феноменология Гуссерля, философия жизни, католическая религиозная философия Ш критически проанализировал основные подходы к познанию человека в европейской культуре и поставил перед философской антропологией задачу постижения человека во всей полноте его бытия Философская антропология, с тзр Ш, призвана соединить в себе конкретно-научное, предметное изучение различных сфер человеческого бытия с целостным философским пониманием сущности человека и критическим переосмыслением философских традиций Ш утверждал, что в человеке природа приходит к концентрированному воплощению своего единства и объединяет все сущностные ступени наличного бытия вообще Определить человека в одной дефиниции, считал Ш, принципиально невозможно, тк это означало бы отрицание многообразия и свободы человека Ключевыми понятиями для выражения человеческой сущности у Ш выступают понятия могущественного, но слепого жизненного "порыва" и всепостигающего, но лишенного самостоятельной энергии, "духа" Только жизнь способна привести в действие и осуществить "дух" Ш трактует дух как принцип, выражающий надвитальное предназначение человека Он включает в понятие духа наряду с созерцанием идей и узре-нием сущности, разнообразные эмоциональные и волевые акты: доброту, любовь, раскаяние, благоволение, отчаяние, свободное решение и тд Дух предстает как нечто, противоположное жизни, как способность к созерцанию вечных, абсолютных ценностей Самобытность человека, по Ш, выражает соотнесенность порыва и духа При этом, хотя человек способен свободно отвергнуть жизнь, он призван, считал Ш, испытывать преклонение перед жизнью, сохранять и развивать всякую жизнь Ш стремился построить иерархию объективных ценностей и обосновать идею Бога в качестве высшей ценности Переживание человеком ценностей (любви к Богу, жизни, другой личности и тд) Ш трактует не как психический, а как космический акт В работах по социологии познания Ш рассматривал многообразие исторических условий, препятствующих или способствующих осуществлению различных "жизненных", "духовных" и религиозных ценностей Проблема соотношения мира ценностей и наличного реального бытия у Ш решается с позиций дуализма В стремлении человека к созерцанию и постижению абсолютных ценностей Ш видел проявление акта божественной любви Человеческие духовные силы Ш рассматривал в качестве части или продолжения актов всеобъемлющего духовного субъекта, те Бога Бог у Ш - гарант единства мира и коммуникативности личностных человеческих миров Посредством самореализации личность обеспечивает реализацию духа и своего надвитального предназначения, трансцендируя за пределы исходных витальных влечений (голод, инстинкты секса и власти, задающие, соответственно, социальные структуры хозяйства, семьи и государства) Однако, именно укорененность духа в витальной сфере, питаемой мощными импульсами жизни, обеспечивает возможность преодоления им "немощи", энергетической недостаточности: снятие в духе витальных влечений и обретение им "мощи" изоморфно, по Ш, становлению "божественного в человеческом" Ш оказал значительное влияние как на развитие философской антропологии (Плеснер, Гелен и др), так и социологии (П Ланд-сберг и др)
Поделиться: