Щедровицкий - это...
ЩЕДРОВИЦКИЙ Георгий Петрович (1929-1994) - российский методолог и философ, основатель и лидер Московского методологического кружка (ММК) Щ, впервые стал рассматривать методологию как особую и самостоятельную сферу знания, а не составную часть философии, науки или инженерии, сформулировал основные принципы и положены деятельностного подхода, а затем, с конца 70-х, системо-мыследеятельностного (СМД) подхода Творческое наследие ТТТ складывается не только из публикаций (около 200), но из обширного архива, работа с которым только начинается, внедренных проектов и программ в образовании, дизайне, градостроительстве, экономике и др Щ учился вначале на физическом, а затем на философском факультете Московского университета В 1952-1954 на философском факультете складывается при непосредственном участии Щ логический кружок, который культивирует отличные от принятых в то время формы интеллектуальной работы Лидером кружка, который в последствии стал называться Московским логическим кружком (МЛК), был АА Зиновьев, а наиболее активными участниками, кроме Щ, были ВА Грушин и Мамарда-швили Щ предполагал направить разработку логики по пути построения специального научного предмета или теории мышления Как оппозиция этому направлению формулировались подходы остальных участников, что привело к обособлению программы Щ, которая была сформулирована в серии докладов "О возможных путях исследования мышления как деятельности" (Щ, НГАлексеев Докл АПН РСФСР, 1957-1962) С этого времени начинается многолетняя серия семинаров (4-5 в неделю), к этим семинарам и их постоянному и переменному составу и применяется название - ММК или школа Щ Одна линия семинаров в рамках Комиссии по психологии мышления и логике (совместно с ВВ Давыдовым) занималась разработкой операционально-деятельностного подхода к изучению и развитию мышления Частичное обобщение этой линии было сделано в коллективной монографии "Педагогика и логика" С 1962 начала разворачиваться несколько иная линия - междисциплинарный семинар по структурно-системным методам анализа в науке и технике (совместно с ВН Садовским и ЭГ Юдиным) при совете по кибернетике АН СССР Еще одна линия семинаров во ВНИИТЭ (с 1965) по разработке теоретико-деятельностных средств в сфере проектирования и по методологии дизайна объединила новое поколение методологов, которые уже мыслили и осознавали себя именно методологами Деятельностный (системо-деятельностный) подход производит радикальную смену онтологических оснований познания, вводя вместо объектов природы рефлексивные объекты деятельности и мышления, в результате чего меняется и предметная структура знания, и основанная на принципе противопоставления объекта и субъекта практика Последствия распространения деятельностного подхода на различные сферы познания и практики еще предстоит исследовать и отрефлектировать В 1979 Щ предложил новую форму практикования философии и методологии - организационно-деятельностную игру (ОДИ) ОДИ позволили соединить организацию межпрофессиональных коллективов для реализации проектов и программ с рафинированной философской дискуссией и со строгой методологической рефлексией Изобретение и начало практикования ОДИ предшествовало, а затем разворачивалось в особой культурно-политической ситуации в СССР - в период перестройки Темами ОДИ становились самые острые проблемы: реформы образования и юстиции, безопасность атомных электростанций, экономика БАМа, ВПК или ТЭК, демократизация хозяйства и органов местного самоуправления, свободные экономические зоны и суверенитет союзных республик На основе рефлексии практики ОДИ Щ делает следующий шаг в разработке метода - появляется онтологическое представление о мыследея-тельности, а вместе с ним и модификация системодеятельно-стного подхода - СМД-методология В последние годы жизни Щ занимался структурированием и упорядочиванием этого движения в первую очередь в теоретико-методологическом плане Он организует и проводит пять съездов методологов, каждый из который посвящается отдельной теме или проблеме в СМД-подходе, учреждает журнал "Вопросы методологии", читает лекции и участвует в ОДИ своих учеников и последователей Как теоретическая деятельность, так и карьера Щ несут на себе отпечаток социокультурной ситуации в СССР Щ исключался из членов КПСС в 1968 "за действия, использованные во вред партии и страны", был рассыпан набор книги "Педагогика и логика", которая увидела свет только через 23 года Взгляды Щ объявлялись антимарксистскими в газете "Правда" в 1969, - лишь с 1995 началась подготовка к изданию "Собрания сочинений" Щ и компьютеризация его архива
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: