Шавуот - это...
ШАВУОТ (иврит. букв. — "седмицы"; в рус. традиции — Пятидесятница), в иудаизме — праздник матан Тора — дарования Торы; один из пяти Праздников Торы, установленных, согласно тексту, Самим Богом; один из трех Праздников восхождения; празднуется 6 Сивана в Эрец-Йисраэль (Земле Израиля) и 6—7 Сивана — в странах диаспоры. Согласно преданию, именно в этот день пророк Моше, или Моисей, получил Тору на г. Синай и вручил ее еврейскому народу.
В Торе, однако, нет четкого указания точной даты праздника, но сообщается, что его нужно праздновать через семь сакральных сроков — семь недель (иврит. шавуа — "седмица", "неделя"; мн. ч. — шавуот), т. е. на пятидесятый день (отсюда — Пятидесятница), после праздника Песах: "И отсчитайте себе от второго дня празднования, от дня приношения вами омера возношения, семь недель; полными да будут они; до дня после седьмой недели отсчитайте пятьдесят дней и принесите новое хлебное приношение господу. От жилищ ваших принесите два хлеба возношения... И провозглашайте в тот самый день: священное собрание да будет у вас; никакой работы не делайте; это устав вечный во всех жилищах ваших в роды ваши" (Вайикра, или Лев 23:15—17, 21).
После разрушения Иерусалимского Храма в 70, когда религиозная жизнь евреев начала протекать вне храмовых ритуалов, Ш. перестал восприниматься как праздник жатвы и приношения первых плодов (хотя память об этом бережно сохраняла устная традиция, в деталях изучавшая храмовые церемонии) и окончательно стал праздником дарования Торы — зман матан Торатейну ("время дарования Торы нашей"). Особым образом интерпретируется и обычай отсчета дней омера, который производится символически каждый день, начиная со второго дня Песаха, в особом благословении после вечерней молитвы: "Благословен Ты, господь, Бог наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и давший нам повеление о счете омера". Цель отсчета, согласно традиции, состоит в том, чтобы показать связь между праздниками Песах и Ш., подчеркнуть, что Исход знаменовал физическое освобождение из рабства, но только дарование Торы, осознанное приятие этических принципов, зафиксированных Десятью Заповедями, открыло народу путь к подлинной духовной свободе. При этом мудрец Ѓиллель, отвечая на вопрос, почему Ш. называется праздником дарования Торы, а не получения ее, ответил: Тора была дарована как высокий дар, а получать ее каждый должен сам, всю жизнь, каждый день своей жизни. Мишна предписывает (Мегилла 3:5) читать в Ш. стихи из Кн. Деварим (Втор 16), Тосефта — 19-ю главу Книги Исхода, в которой говорится о моменте Синайского Откровения. Кроме того, во время синагогальной службы в Ш. читается Мегиллат Рут — Свиток Рут, или Книгу Руфь. Изначально чтение этой книги в Ш., вероятно, связывалось с тем, что действие ее происходит в начале жатвы ячменя, в ней много говорится о законах земледелия в Земле Израиля, а также о той части урожая, которую нужно оставлять для неимущих и пришельцев. Кроме того, согласно Мидрашу, в этой книге повествуется о том, что "путем бедности и страдания даруется Тора" (Рут Рабба 1:1). Таким образом, путь моавитянки Рут из тьмы язычества к Единому Богу выступает как символ пути еврейского народа к Торе и как вечное напоминание: каждый еврей должен сердцем принимать заповеди Торы, как приняла их всем сердцем моавитянка Рут, ставшая прабабкой царя Давида. Согласно традиции, Ш. является годовщиной смерти Давида. Именно поэтому в ночь Ш. многие благочестивые евреи читают в память о Давиде всю Книгу Хвалений — Книгу Псалмов, или Псалтирь. Известно, что в позднюю талмудическую эпоху в Ш. читали также Десять Заповедей, но этот обычай не сохранился.
Г. В. Синило
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: