Шариат - это...

ШАРИАТ ("прямой, правильный путь"; закон, предписания, авторитетно установленные в качестве обязательных) — в исламе — комплекс закрепленных прежде всего Кораном и сунной предписаний, которые определяют убеждения, формируют нравственные ценности и религиозную совесть мусульман, а также выступают источниками конкретных норм, регулирующих их поведение.

Как отмечает Л. Р. Сюкияйнен, исламская традиция связывает понятие Ш. прежде всего с его использованием в Коране (преимущественно в мекканских сурах) для обозначения начертанного Аллахом прямого пути, следуя которым правоверный достигает нравственного совершенства, мирского благополучия и может попасть в рай. Ш. нередко воспринимается в массовом сознании как исламский образ жизни в целом, всеобъемлющий исламский комплекс правил поведения, включающий самые разнообразные нормы — религиозные, нравственные, юридические, бытовые, а также обычаи. В таком широком смысле Ш. часто называют "религиозным законом", когда термин "закон" употребляется не в юридическом, а в общесоциальном значении. Аналогичную смысловую нагрузку несет и выражение "законы Ш.".

В мусульманской идеологии утвердилось общее терминологическое определение Ш. как совокупности обязательных к соблюдению норм и предписаний, установленных Аллахом и переданных им людям через пророка Мухаммада. Отсюда делается вывод, что источниками Ш. являются Коран и сунна Пророка, в которых воплощено божественное откровение (хадисы, передающие не волю Аллаха, а лишь личное мнение Мухаммада, не включаются в Ш.). Однако такое общее терминологическое определение Ш. по-разному толкуется различными направлениями исламской мысли, которые вкладывают в него неодинаковый, порой противоположный смысл. Так, некоторые из них (прежде всего захириты) понимали под Ш. только те положения Корана и сунны, которые несут очевидный смысл и ясно указывают на конкретные правила поведения. Имеется и принципиально иная точка зрения, согласно которой Ш. включает в себя не только указанные положения, но и нормы, сформулированные правоведами путем толкования неоднозначно понимаемых предписаний Корана и сунны или введенные ими с помощью чисто рациональных приемов, допустимость обращения к которым предусмотрена самими данными источниками. Такое понимание Ш. концептуально исходит из того, что Коран и сунна прямо или косвенно содержат ответы на любые вопросы, правила поведения на все случаи жизни. Наибольшим же признанием у исламских идеологов пользуется взгляд, в соответствии с которым Ш., воплощенный в положениях Корана и сунны, не содержит всех конкретных правил поведения и точных рекомендаций, как вести себя во всех жизненных ситуациях. Предусмотренные в них нормы поведения являются вечными и соответствуют любым условиям, поскольку отражают постоянные, не подверженные изменениям интересы и потребности мусульман. В Коране и сунне имеются культовые нормы, регулирующие порядок исполнения религиозных обязанностей правоверными. Однако в них очень немного конкретных и очевидных правил поведения, определяющих взаимоотношения мусульман. Объясняется это тем, что конкретные жизненные ситуации, которые могут возникнуть в будущем, не поддаются учету и не могут быть предусмотрены исчерпывающим образом в Коране и сунне. Поэтому по данному кругу вопросов Ш. устанавливает главным образом неоднозначные предписания, а также общие ориентиры и принципы, толкование и рациональное осмысление которых позволяет находить решение в каждой конкретной ситуации. Применяя эти неизменные предписания и принципы, правоведы могут вводить конкретные правила поведения, соответствующие потребностям мусульман в каждый данный момент и в то же время укладывающиеся в рамки общих целей Ш., а также в случае необходимости гибко заменять эти правила новыми. При таком подходе Ш. включает в себя как имеющие ясный смысл, конкретные, так и неоднозначные, формулирующие лишь общие ориентиры положения Корана и сунны. Однако содержание Ш. не исчерпывается практическими правилами поведения. В его состав включаются также предписания Корана и сунны относительно религиозной догматики и этики. Поэтому последователи данной позиции подчеркивают, что Ш. не только регулирует внешнее поведение мусульман, но и определяет их религиозные убеждения, принимает в расчет внутреннюю мотивацию поступков, нацелен на нравственное совершенствование правоверного.


Определения, значения слова в других словарях:

Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М
(араб.), обширный свод правил поведения и жизни, предписываемый последователям ислама. Пять из них («столпы») являются главными: очищение сознания с помощью постоянного памя-тования о Боге и повторения шахады очищение сердца с помощью обязательных молитв (по-арабски – салят,...
Философский словарь
(араб. шарма, букв. - надлежащий путь) - свод норм мусульм. права, морали, релит. предписаний и ритуалов, призванный охватить всю жизнь мусульман от колыбели до могилы. Ш. основывается на Коране и Сунне. Его разработка была завершена в 11-12 вв. в период развитого феодализма на...
Философский словарь
(араб. букв. - "надлежащий путь"; закон) - свод мусульманских правовых и богословских нормативов, провозглашенный исламом вечным и неизменным плодом божественных установлений. Этот комплекс предписаний закреплен прежде всего Кораном и сунной. В Коранепонятие Ш. обозначает...
Философский словарь
комплекс норм и правил поведения мусульман, опирающийся на авторитетКорана, где указан «прямой путь», ведущий в рай. В обобщенном виде он может быть истолкован как исламский образ жизни и мышления. В исламской мысли происхождение и сущностьшариата толкуются с разных позиций,...

Поделиться:

Реклама