Шанкара-ачарья - это...
ШАНКАРА-АЧАРЬЯ(санскр Саnkаrа - имя, acarua - учитель) (788-820) - индийский философ, мистик, поэт, ортодоксальный теолог и реформатор, учитель и проповедник школы Адвайта-Веданты (недуализм, недвойственность) Родом из Кералы, принадлежал касте брахманов; стремясь постигнуть тайну жизни, становится саньясином (странствующим отшельником) Учится у Говинды, ученика Гаудапады Проходит пешком всю Южную Индию, диспутирует с буддистами, вишнуитами, шиваитами, представителями разных философских школ Основывает ряд монастырей (главный в Шринагаре) Доходит до Кашмира, где после победоносного диспута возведен на трон Сарасвати (Богиня наук, искусства и красноречия) Умер в Кедарнатхе (Гималаи) За 32 года он создал более 400 произведений самых разных жанров Главные философские труды: комментарии к "Брахма-сутре" ("Веданта-сутре") Бадараяны, II Упанишадам, к "Бхагавадгите", а также "Упадешасахасри" и "Вивекачудамани" Время Ш явилось кризисным для индийского мировоззрения Упадок буддизма и расслоения школ индуизма, связанных с культом конкретного Божества, родили тенденцию к религиозно-философской всеобщности, выразителем которой стал Ш В его учении сочетаются идеи индуиской Веданты и буддийской Мадхьямики Реформизм III выражается в отвержении архаических культов мимансы, в постановке задач очищения религии от грубых форм поклонения Шакти, жертвоприношений и натуралистических обрядов, принятых в тантризме Ш - создатель философских основ индуизма Он считал главной философской проблемой проблему реальности как противоположности существующему, рассматривал ее в отношении к проблеме Бога То, по Ш, что существует, может быть нереальным, а то, что не существует, может быть реальным Ш дает недуалистическое понимание Высшего духовного Начала (Брахмана) и духа индивида (Атма-на): Атман и Брахман едины, - иллюзию разобщения создает проявленный мир (Майя), задача человека - преодолеть иллюзию и постигнуть тождество Атмана с Брахманом В духовной практике Ш был основателем "пути знания" ("джня-на-марга"), который считал наиболее эффективным в преодолении авидьи (незнания) и для достижения освобождения (мокши) Творчески обогатил пути бхакти, устремленной преданности и любви к Богу, кармы - бескорыстного действия и служения людям, и практику йоги Полагал полезными все пути и духовные устремления на начальных ступенях развития сознания человека Невежество или "неведение" (ави-дью) Ш считал не только свойством и недостатком, а объективным космическим фактором, скрывающим высшую духовную Реальность В этом объективном аспекте неведения, по Ш, и проявляет себя Майя - вселенская иллюзия, феноменальное проявление высшей творческой энергии духовного Начала Влияние Ш на индийскую философию сказалось в творчестве таких авторов, как: Рамануджа, Мадхва, Валлабха, Нимбарка (9-10 вв), Шрихарши (12 в), Видья-ранья (14 в), Вивекананда (19 в), Гхош (20 в) и др
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: