Шаббат - это...

ШАББАТ (иврит. "покоиться, отдыхать, прекращать [работу]"; в рус. традиции через греч. посредство — Суббота) — в иудаизме — священный седьмой день недели, в который Тора предписывает воздерживаться от работы и отдыхать, особо освящать Ш., отделять его от будней, и эта заповедь (см. Мицвот) — одна из важнейших в иудаизме, равно как и традиция встречи и освящения Ш., отделения его от будней — Каббалат Шаббат (букв. — "приятие Ш.", "встреча Ш."; см. ниже) — одна из стержневых, формообразующих традиций еврейского народа (см. Еврей, Избранный народ), пронесенная более чем через три тысячелетия его истории и имеющая глубокий религиозно-этический смысл.

Заповедь святить Ш. связана с самым началом Торы и, соответственно, началом мира, изначальными законами, данными ему Творцом. Согласно Книге Берешит ("В-Начале"), или Книге Бытия (см. Тора), Бог, завершив в шесть дней всю работу, связанную с Творением, на седьмой день отдыхал от трудов Своих и особо благословил и освятил этот день: "И закончил Бог к седьмому дню работу Свою, которую Он делал, и отдыхал от всей работы Своей (шават ми-коль мелахто), которую сделал. И благословил Бог день седьмой, и освятил его..." (Берешит, или Быт 2:2—3; здесь и далее перевод Д. Йосифона). "И освятил" (в оригинале — вайекаддеш) точнее переводится как "и отделил"; понятие "святой" — кадош — в иудейской традиции связано с сакральным, отделенным от профанного. В этом смысле важны все действия Бога, которые Он совершает при Творении мира: не только сотворяет, но и отделяет его существенные части, выстраивает полярные оппозиции, задавая тем самым особую парадигму для человека. Как Бог "отделил", и прежде всего — свет от тьмы, так и человек должен уметь отделять — светлое от темного, дозволенное от недозволенного, сакральное от профанного, Ш. от будней (в отличие от всех остальных дней недели, названных порядковыми номерами, день седьмой получает особое именование). Отделение Ш., освящение его — подтверждение конституирующей способности человека "отделять", т. е. делать нравственный выбор. С точки зрения еврейских мудрецов, благословив Ш. и отделив его от будней, Господь сотворил самоё святость. И хотя святость Ш. обоснована уже в первых главах Торы, она открывается только народу Израиля (см. Йисраэль) во время его скитаний по пустыне после Исхода из рабства Египетского. Согласно Книге Шемот ("Имена"), или Книге Исхода (см. Тора), это происходит в один из моментов, связанных со страшным ропотом, сомнением или даже неверием уставших от перехода через пустыню и изголодавшихся людей (Исх 16:4—40), когда в ответ на упреки, обращенные к нему, пророк Моше, или Моисей, обещает им мясо и хлеб, а Господь дает особую пищу — ман (букв. — "дар"), или манну небесную, символизирующую пищу духовного прозрения, само Слово Божье. При этом Господь указывает, что во все дни недели (седмицы — иврит. шавуа) следует собирать одну дневную порцию манны, а в шестой день — двойную, чтобы хватило и на седьмой день, когда манна посылаться не будет. Точнее, Сам Господь удваивает собранное в шестой день и тем самым указывает на особую святость седьмого дня, когда работа запрещена: "И сказал Господь Моше: вот, Я дождем дам вам хлеб с неба; и пусть выходит народ и собирает ежедневно, сколько нужно на день, чтобы Мне испытать его, будет ли он поступать по закону Моему, или нет. И вот, в день шестой, когда подготовят то, что принесут, окажется вдвое против того, что собирают каждый день" (Исх 16:4—5). Затем народ воочию убеждается в правоте этих слов Господа, переданных им пророком, и тогда Моше объявляет людям об особом статусе Ш.: "И было, в шестой день собрали хлеба вдвое, по два омера на каждого; и пришли все главы общины, и сообщили Моше. И сказал он им: вот что говорил Господь: покой, Суббота святая Господу завтра; то, что печь вам, пеките и что варить вам, варите; все же излишнее отложите на сбережение до утра" (Исх 16:22—23). "Покой, Суббота святая Господу" звучит в оригинале как шаббатон шаббат кодеш ле-Адонаи; само кажущееся тавтологичным выражение шаббатон шаббат подчеркивет, что в основе Ш. — абсолютный покой, умиротворение, гармония. По слову пророка Ш. навсегда вошел в сознание еврейского народа с эпитетом "святой" — "святая Суббота" (следует заметить, что на иврите Шаббат — слово женского рода). Однако в самый первый Ш., который люди пережили в пустыне, многие сомневались в этом абсолютном покое и отдыхе, дарованном им, недавним рабам, и должны были убедиться в этом на собственном опыте. Оказалось, что в обычные дни недели запасы манны, отложенные людьми на завтра, портились, к утру кишели червями (символическое указание, что Бог каждый день заботится о человеке, что не только сегодня, но и завтра Он пошлет пищу), но манна, отложенная на седьмой день, осталась такой же свежей и вкусной — наподобие лепешки с медом, как говорит текст (Исх 16:31). Пророк повторил: "Ешьте его (ман. — Г. С.) сегодня, ибо Суббота сей день — Господу, сегодня не найдете его на поле. Шесть дней собирайте его, а в седьмой день — Суббота, не будет его" (Исх 16:25). Однако многие все же усомнились и вышли в поле собирать ман: "И вот, в день седьмой вышли из народа собирать и не нашли. И сказал Господь Моше: доколе будете отказываться соблюдать заповеди Мои и наставления Мои? Смотрите, ведь Господь дал вам Субботу, посему Он и дает в шестой день хлеба на два дня: оставайтесь каждый у себя, не выходи никто из места своего в день седьмой. И покоился народ в седьмой день" (Исх 16:27—30). Так проходит этот первый в среде народа Израиля Ш., изначально связывающийся со свободой. Действительно, именно в древнееврейской культуре впервые появился твердо фиксированный день недели, предназначенный для отдыха — физического и духовного, распространяющегося на всех членов общества, независимо от их статуса, и даже на животных (см. ниже). Подобных прецедентов не знала ранее мировая культура (известны были только праздники, обычно отмечающиеся раз в году).

В последующем тексте Торы дается двойное обоснование значимости и смысла Ш. — религиозно-этическое и социально-этическое. Одна из заповедей в Декалоге (см. Десять Заповедей), опирающаяся непосредственно на опыт израильтян в пустыне на пути к подножью Синая, гласит: "Помни день Субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякое дело твое; а день седьмой — Суббота — Господу, Богу твоему: не делай никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец твой, который во вратах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, и почил в день седьмой. Посему благословил Господь день Субботний и освятил его" (Исх 20:8—11). Таким образом, в Декалоге дано прежде всего религиозное обоснование Ш., но оно несет в себе не ритуальный смысл (о ритуале — ни слова), но смысл этический: каждая неделя (седмица) человеческой жизни должна быть отблеском, отражением великой созидательной работы Творца и созданной Им гармонии; Ш. призван напоминать об этом и каждую неделю на уровне практических действий приближать человека к внешней и внутренней гармонии, побуждать его к моральному совершенствованию, к исправлению мира, совершенство которого нарушило некогда грехопадение и продолжает нарушать ежедневно и ежечасно дурная воля многих людей. Заповедь в Декалоге запрещает всякую работу (мелаха), но не ради только лишь физического отдыха, а, скорее, ради духовного обновления человека, которое должно происходить постоянно (об этом смысле Ш. говорили уже в древности Филон Александрийский [см.] и Иосиф Флавий). Однако в Книге Исхода присутствует и другой оттенок обоснования заповеди — социально-этический: необходимо гуманно относиться ко всем, кто трудится в подчинении у тебя, даже к домашним животным: "Шесть дней делай дела свои, а в день седьмой покойся, чтобы отдохнул вол твой и осел твой, и передохнул сын рабы твоей и пришелец" (Исх 23:12). В той версии Декалога, которую дает Книга Дварим ("Слова", или "Дела"), или Книга Второзакония (в т. н. девтерономической версии; см. Тора), это обоснование Ш. является основным: "Соблюдай день Субботний, чтобы освятить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой. Шесть дней трудись и делай всю свою работу, а день седьмой — Суббота — Господу, Богу твоему. Не делай никакой работы ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни бык твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который во вратах твоих, чтобы отдохнул раб твой и рабыня твоя, как ты" (Втор 5:14). Это обоснование гуманного отношения ко всем менее защищенным социально и зависящим от тебя подкрепляется напоминанием о том, что сам народ Израиля был в рабстве, где не знал никакого отдыха, не знал Ш.; тем более он должен помнить, как важен фиксированный день отдыха для того, чтобы человек чувствовал себя человеком: "И помни, что рабом был ты в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею простертою, потому и заповедал тебе Господь, Бог твой, установить день субботний" (Втор 5:15). Сопоставляя две формулировки заповеди о Ш., глава марбургской философской школы Г. Коген писал в книге "Религия разума": "...уже формулировка закона о Субботе во Второзаконии подчеркивает его особый, реформаторский, социально-этический характер. ...если в Исходе объяснение Субботы исходит из шести Дней творения и Божественного отдыха на седьмой, то во Второзаконии главной целью Субботы выступает гуманное требование отдыха для всех — рабов, пришельцев и домашнего скота — наравне с хозяином дома, а сама Суббота превращается в символ и напоминание о Божественном освобождении Израиля из египетского рабства. (Стоит отметить, что еврейское слово "к’моха", означающее "как и ты", употреблено также в предписании любить ближнего, как самого себя (см. Лев 19:18. — Г. С.). Сравнение этих двух формулировок заповедей и изучение мотивов, приведших к их отличию, не оставляют никакого сомнения в том, что институт Субботы превратился во Второзаконии в средство обеспечения равенства всех человеческих существ независимо от их различного социального положения. Это совершенно очевидное значение Субботы дает замечательное подтверждение органически присущей монотеизму этической ориентации и оригинального характера его этики. Любовь Бога к человеку находит выражение в установлении Им Субботы из сострадания к роду человеческому, изгнанному из рая и обреченному на труд. Главное в Субботе — устранение различий между людьми, приговоренными к разным видам труда. В этот день всякий труженик становится себе господином, всеобщий отдых в один и тот же определенный день недели уравнивает хозяина и раба".

Далее настойчивые напоминания в тексте Торы о Ш. говорят о важности соблюдения заповеди "святить Ш.". Так, наказ Бога о сооружении Скинии Завета — перед вручением пророку Моше Скрижалей Завета — завершается развернутым наставлением соблюдать Ш.: "И сказал Господь Моше так: "Ты же говори сынам Йисраэлевым так: однако Субботы Мои соблюдайте, ибо это — знамение между Мною и вами в роды ваши, чтобы знали, что Я Господь, освящающий вас. Соблюдайте же субботу, ибо святыня она для вас: кто осквернит ее, смерти да будет предан, ибо кто будет в оную работать, та душа истреблена будет из среды народа своего. Шесть дней пусть делается работа, в день же седьмой — Суббота покоя, святыня Господу: всякий, делающий дело в день субботний, смерти да будет предан. И пусть соблюдают сыны Йисраэлевы Субботу, чтобы установить Субботу в роды их Заветом вечным между Мною и сынами Йисраэлевыми она — знамение вечное, что в шесть дней создал Господь небо и землю, а в день седьмой перестал работать и отдыхал" (Исх 31:12—17). С пересказа этих слов Бога пророк Моше начнет свою беседу с людьми перед сооружением Скинии Завета. Это еще раз подчеркивает важность Ш.: его соблюдение не менее важно или даже важнее сооружения Скинии. Ш. интерпретируется как знак вечного Завета (см. Берит) между Богом и Израилем, как знак Божественного освящения Израиля, как знак шестидневного Творения и последующего отдыха Всевышнего. В Книге Бемидбар ("В пустыне"), или Книге Чисел (см. Тора), вновь повторяется, что нарушение святости Ш. карается смертью (Числ 15:32—36; об осмыслении этого предписания см. Пиккуах-нефеш; см. также ниже), и дается указание о совершении в Ш. дополнительного жертвоприношения в Скинии Завета, позднее — в Храме (Числ 28:3—10).

Упоминания о праздновании Ш. в эпоху судей, а также в эпоху царств, т. е. в 12—7 вв. до н. э., очень скудны. Так, первый письменный пророк Амос (см. Пророков Книги) упоминает Ш. как день, когда прекращали всякую работу (Ам 8:5), а Книга пророка Ѓошеа, или Осии (см. Пророков Книги), подтверждает, что Ш. был днем праздничного веселья (Ос 2:13; в Синод. переводе — 2:11). Подобные указания, говорящие о том, что в 8 в. до н. э. Ш. соблюдался, есть и в Книге пророка Йешаягу, или Исаии, свидетельствующей о священных собраниях в Иерусалимском Храме в Ш. (Ис 1:13). Внимание к Ш. и его великому религиозному и нравственному смыслу усиливается в преддверии Вавилонского пленения, в самом Вавилонском плену и после него.

По-видимому, особое значение, придаваемое Ш. в Вавилонском плену, было ответом на угрозу растворения иудеев в культуре языческой Вавилонии. Соблюдение Ш. стало важнейшим средством национальной самоидентификации уже тогда и продолжило осмысливаться как таковое в эпоху Второго Храма, особенно в те времена, когда Иудея оказалась под властью греков, а затем римлян. Так, известно, что, издавая в 168 до н. э. дискриминационные законы по отношению к евреям, Антиох IV Эпифан (Епифан) прежде всего запретил соблюдение Ш., но народ Иудеи массово нарушал этот запрет. Известно также, что в начале восстания против эллинизаторов, возглавленного братьями Маккаби (Маккавеями), многие иудеи предпочитали погибнуть, но не нарушать святость Ш., оказывая сопротивление врагу, так прочно заповедь о соблюдении Ш. была укоренена в еврейском сознании и быту. Тогда законоучители еврейского народа принимают решение о том, что можно нарушить святость Ш., если речь идет о спасении человеческой жизни, в том числе и о сопротивлении врагу (см. Пиккуах нефеш). Тексты Нового Завета свидетельствуют о том, что в 1 в. велись споры о святости Ш. и степени ее соблюдения. При этом под словами Иисуса из Назарета о том, что "не человек для субботы, но суббота для человека", подписался бы любой фарисейский раввин (см. Перушим), как и любой законоучитель эпохи Талмуда. В йешиве — духовной академии, основанной в Явне Йохананом бен Заккаем после падения Иерусалима, будет окончательно вынесено решение о том, что ради спасения человеческой жизни — своей и чужой — можно и даже нужно нарушить все заповеди Торы (исключая три смертных греха — инцест, убийство, идолопоклонство), в том числе и заповедь о святости Ш. О разности подходов свидетельствует отвергнутая еврейскими мудрецами при составлении канона Танаха и ставшая апокрифической Книга Юбилеев, которая предписывает смертную казнь за малейшие нарушения Ш., даже такие, как ходьба на расстояние более дозволенного, пост или путешествие на корабле в Ш., а также запрещает сексуальное общение между супругами в Ш. (Кн. Юбилеев 2:17—32; 50:6—13, 50:8). Последний запрет является полной противоположностью тому, что предписывает Талмуд, рассматривая телесную любовь между супругами как практически обязательную в Ш. и квалифицируя ее как шаббат онег — субботнее наслаждение. Представление о Дне Отдохновения перешло из иудейской традиции в христианскую, но этот день был перенесен на Воскресенье — первый рабочий день иудейской недели — и наполнен новым смыслом. Известно, что первые христиане одинаково освящали как Субботу, так и Воскресенье. И все же постепенно чисто христианским Днем Отдохновения стало именно Воскресенье. Тем важнее для самоидентификации евреев, сохранения ими аутентичности оказались законы Ш. и его духовный смысл.

Мудрецы Талмуда уделяли исключительное внимание Ш. и посвятили его законам два трактата — Шаббат и Эрувин (см. Талмуд). В трактате Брахот (см. Талмуд) мудрецы утверждали: "Ш. — одна шестая олам ѓа-ба [см.]" (Брахот 57б), т. е. мира грядущего; "Если Израиль соблюдет одно-единственное — Субботу как следует, Мессия не замедлит прийти" (Берешит Рабба 25:12). В Талмуде утверждается, что тот, кто публично, намеренно осквернил Ш., приравнивается к идолопоклоннику (Хуллин 5а), а тот, кто соблюдает Ш. по всем правилам, получает прощение даже за грех идолопоклонства (Шаббат 118б). В первую очередь мудрецы Талмуда разработали точную и разветвленную систему запретов на разные виды работ в Ш. Они установили 39 основных типов таких работ (авот) и множество производных от них (толадот). Основой частных запретов является генеральный запрет на работу, хоть в чем-то подобную той, которую творил Господь, созидая мир, и прежде всего запрет на зажигание огня, поэтому, например, вся пища к Ш. должна быть приготовлена заранее, в шестой день. Приготовить же нужно три трапезы, ибо Ш. — особо праздничный день.

О глубоком религиозно-философском и этическом смысле субботних запретов, которые нельзя воспринимать как нелепый педантизм, размышлял Э. Фромм в книге "Забытый язык": "Анализ субботнего ритуала неоспоримо показывает, что сущность его — отнюдь не в утомительной обрядовой сверхпедантичности. Подлинная сущность Субботы — в концепции труда и отдыха, совершенно отличных от сегодняшних представлений. Прежде всего, работа в библейском и (более позднем) талмудическом понимании — не просто набор физических действий. Это гораздо более значительное понятие, которое можно определить следующим образом: "работа" — это всякое созидательное или разрушительное вмешательство в жизнь природы. "Отдых" — это отказ от такого вмешательства. Иными словами, в Субботу человек предоставляет природу себе самой, никак не изменяя ее, ничего не разрушая, ничего не созидая. Суббота — день перемирия между человеком и природой, а "работа" — все то, что может нарушить это перемирие и равновесие между ними. В самом деле, тяжелая работа (напр., вспашка земли или строительство дома) одинаково является работой и в свете библейских концепций, и в современном представлении. Но такие действия, как сорвать цветок или зажечь спичку, не требуют физических усилий — они лишь символизируют вторжение человека в естественный ход событий, нарушают мир между человеком и природой, — и поэтому они запрещены. Такой же смысл имеет и талмудическое запрещение поднимать что-либо, принадлежащее постороннему, как бы мало оно ни весило. Само по себе поднятие тяжестей в Субботу не запрещено. Внутри своего дома разрешается поднять самый тяжелый груз, и это не будет нарушением субботнего ритуала. Но в чужих владениях (будь то частный дом или находящаяся в общем пользовании улица) нельзя поднять даже носовой платок. В этом запрете находит выражение другая идея — идея мира уже не с природой, а с окружающим социальным коллективом. Таким образом, субботний ритуал предписывает человеку не только не вмешиваться в природные процессы, но и воздерживаться от изменения социальных условий. Следовательно, Суббота символизирует состояние абсолютной гармонии между человеком и природой и между человеком и человеком. Не "работая"— иными словами, не участвуя в процессе естественных и социальных изменений, — человек высвобождает себя из оков природы и социума, пусть всего лишь на один день в неделю".

Еврейские мудрецы утверждали и утверждают, что любой соблюдающий заповеди еврей счастливее и богаче самого могущественного царя, ибо царь никогда не может оставить своих дел и забот, а еврей позволяет такую роскошь каждую неделю, ибо Господь дал ему Ш. Талмуд запечатлел слова рабби Шимона бар Йохая: "Когда Господь завершил Свое Творение, взмолилась к Нему Суббота: Властелин Вселенной, все, что Ты сотворил, сотворено парами; каждому дню недели Ты дал супруга; одна я осталась в одиночестве. И Бог отвечал: Израиль будет твоим супругом". Соблюдение Ш. стало одной из главных примет иудейской религиозной традиции. Известно, что несоблюдение Ш. рассматривалось инквизицией в Испании и Португалии как одно из самых убедительных подтверждений искренности новообращенных христиан — т. н. марранов, равно как и наоборот (многие марраны продолжали тайно освящать Ш., за что и попадали на суд инквизиции, а затем на костер). Соблюдение Ш. считалось одним из главных признаков, по которым вычислялась Православной Церковью на Руси ересь жидовствующих [см.], или субботников.

С особым почтением к Ш. связано и особое отношение в иудейской традиции к сакральному году, наступающему через каждые шесть лет и почитающемуся как Субботний год (иврит. швиит, арам. шмитта — букв. "седьмой год"). Согласно Торе, в этот год необходимо оставлять землю под паром и отменять долги (Исх 23:10—11; Лев 25:1—7, 18—22; Втор 15:1—11). Субботний год понимался как "год прощения", в который следует прощать долги ближним и всячески помогать беднякам (урожай плодовых деревьев, винограда, оливок Субботнего года должен доставаться им), а также отпускать на волю рабов (Исх 21:2—6; Втор 15:12—18). Как отмечают исследователи, представление о семилетних циклах весьма древнее, но в той форме, в какой оно зафиксировано в Торе, оно является уникальным, несущим глубокий социально-этический смысл, направленный на гуманизацию общества и предотвращение его резкого расслоения. Законы Субботнего года строго соблюдались в эпоху Второго Храма (см. Храм). Книга Нехемьи (Неемии) свидетельствует о том, что иудеи, вернувшиеся из Вавилонского пленения, приняли решение отменить в этот год все долги и отказаться от сельскохозяйственных работ (Неем 10:32). После прекращения еврейского земледелия в Палестине проблема Субботнего года стала сугубо теоретической (но ее все равно обсуждали мудрецы Талмуда) и лишь после возникновения сионизма и начала заселения Эрец-Йисраэль (Земли Израиля) в конце 19 в. вновь приобрела практическую значимость.

Ш. стал одним из важнейших подтверждений высокой духовной и этической сути иудейского Закона. Э. Фромм писал: "В Субботнем Отдохновении человек ощущает возможность мессианской гармонии и свободы и предвкушает их приход. ...Суббота символизирует Божественное Отдохновение, ибо, как бы величественны ни были творчество, созидание, работа, — они есть временное "грехопадение" Бога: Бог почивает "в день седьмый" не потому, что "устал", а потому, что полная мера Божественной свободы воплощается лишь в состоянии Отдохновения, гармонии со Своим творением. Поэтому и человек вляется в полную меру Человеком лишь в состоянии гармонии и свободы. ...Древние вавилоняне тщетно пытались умилостивить бога времени самобичеванием в день Шапату. ...В отличие от вавилонского Шапату, повергшего человека к ногам бога времени и смерти, библейская Суббота (Шаббат) символизирует победу человека над преходящим и бренным: время остановлено, и смерть низвержена со своего трона". Еврейские мудрецы всегда трактовали Ш. как островок гармонии в мире суеты, как победу над тщетой бытия, пусть временную, но работающую на конечное совершенствование мира, его возвращение к изначальной гармонии. Справедливо и до сих пор актуально звучат глубоко поэтичные слова Г. Коэна: "Суббота стала самым надежным хранителем еврейского народа. В течение всего Средневековья евреи жили подобно рабам. Но когда зажигались субботние свечи, евреи гетто стряхивали с себя заботы будничной жизни. Уходила прочь вся мирская грязь. Любовь Бога, который каждый седьмой день вновь дарил им Субботу, восстанавливала евреев в их достоинстве, их чести, в их человеческих правах. Многие ученые продолжают спорить о факторах, давших еврейскому народу возможность выжить. Они не хотят признать, что решающую причину следует искать в Откровении Единственного Бога, и предпочитают приписывать сохранение народа еврейскому Закону, который эти ученые настойчиво интерпретируют как своего рода кодекс юридических норм, лишенных всякого внутреннего содержания. Но Суббота — это самое аутентичное и самое интимное выражение еврейского Закона. Именно этот День Отдохновения с его законом, выражающим любовь Единственного Бога к человечеству, сохранил и иудаизм, и евреев. Оба они были сохранены ради возложенной на них миссии распространения монотеизма по всей земле, постоянного углубления его смысла и духа и — благодаря этому — воспитания подлинной любви к человеку среди народов земли. Именно в Субботу Бог любви обнаружил Себя как Единый Бог любви всего человечества". См. также Иудаизм, Тора.

Г. В. Синило


Определения, значения слова в других словарях:

Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М
(евр. суббота), последний день недели, когда еврей весь окутан положительной энергией.

Поделиться:

Реклама