Сфирот - это...

СФИРОТ (мн. ч. от иврит. сфира — "число", а также "сфера") — одно из фундаментальных понятий иудейской мистики (см. Иудаизм, Мистика) — Каббалы, созданное неизвестным автором "Сэфер Йецира" [см.] ("Книги Созидания"). Он назвал десять первичных, или идеальных, "чисел" (от иврит. корня сафор — "перечислять"). Понятие С. в значении "сферы" встречается также в философии еврейского неоплатонизма, в частности у Ш. Ибн Гвироля. Постепенно понятие С. — в собственно каббалистической литературе — стало употребляться в гораздо более широком смысле и означать десять стадий эманации, происходящей от Эйн-Соф — трансцендентного Бога — и образующей царство проявления Бога в Его различных атрибутах. Каждая отдельная сфира указывает на один из аспектов Бога как Творца, образуя в единстве целый мир Божественного света в цепи бытия. Все С., вместе взятые, представляют собой "древо С.", рассматриваемое как динамическое единство, в котором проявляется активность Бога. Ритм развертывания сфирот представляет собой главный ритм творения, обусловливающий всепроникающее мировое единство и проявляющийся на каждом из его различных уровней, в каждой частице творения. Концепция С. и их развертывания впервые подробно представлено в главной книге каббалы — Сэфер Зоѓар ("Книге Сияния"; см. Зоѓар).

Согласно Зоѓару, десять сфирот развертываются сверху вниз в следующем порядке: 1) Кетер Эльон ("Высший Венец [Бога]"), или просто Кетер ("Венец"); 2) Хохма ("Мудрость"), содержащая в себе идеальный план всех миров и являющаяся первым реальным проявлением Эйн-Соф; 3) Бина ("Разум") — Божественный Разум, в котором сокровенный прообраз обретает форму; 4) Хесед ("Милость [Бога]", "Любовь [Бога]"); 5) Гвура ("Сила"), или Дин ("Суд") — источник Божьего Суда; 6) Рахамим ("Сострадание", "Милосердие"), или Тиферет ("Красота [Бога]), служащая посредницей между двумя предыдущими и вносящая в мир гармонию и согласие; 7) Нецах ("Долготерпение", или "Вечность [Бога]"; 8) Ѓод ("Величие [Бога]"; 9) Цаддик ("Праведный"), или Йесод Олам ("Основа Мира"), — опора или основа в Боге всех сил, действующих в мире; 10) Мальхут ("Царство [Бога]"), или Атара ("Диадема"), — сфира, являющаяся воспринимающей, "женской" потенцией, через которую Божественный поток передается низшим мирам и которая в Зоѓаре отождествляется с Кнесет Йисраэль, мистическим прообразом Общины Израиля, и с Шехиной (см. Шехина) — Божественным Присутствием в мире.

Каждая сфира отождествляется с определенной частью (органом) человеческого тела: Кетер — с головой, Хесед и Гвура — с руками, Тиферет — с торсом, Ѓод и Нецах — с половым органом, Мальхут — с женским началом, без которого невозможно гармоничное целое. С точки зрения Зоѓара символическим воплощением этого единства сфирот был Адам Кадмон — Адам Первоначальный, созданный изначально Всевышним и содержавший в себе (до отделения женщины) в гармоническом равновесии мужское и женское начало, горний и дольний миры. Мистическими воплощениями отдельных сфирот (кроме первых трех) предстают персонажи Танаха. Так, Авраам является воплощением сфиры Хесед, его сын Йицхак, или Исаак, — сфиры Гвура, а сын последнего Йааков, или Иаков, представляет собой принцип гармонизации двух предыдущих сфирот и олицетворяет Рахамим. Со сфирой Мальхут соотносится Давид. Каждая сфира несет в себе отражение всех других сфирот и обладает шестью аспектами, объясняющими, как она связана с предыдущей и последующей. Каждая сфира излучает свой свет на другую, при этом свет не только нисходит от верхней сфиры к нижней, но, в свою очередь, возвращается — в качестве отраженного света — к верхней. Поверхность одной сфиры обращена к другой, так что между ними образуется канал (циннор), через который осуществляется эманация — процесс, протекающий в Самом Боге.

Взаимоотношения сфирот несут в себе тайну внутренней жизни и единства Бога, а также гармонии и единства между горним и дольним мирами. При этом судьба низшего, земного, мира отражает динамику сфирот: так, добро и мир обусловлены влиянием сфиры Хесед, бедствия (война, голод) — сфиры Гвура. Однако и сами сфирот испытывают влияние поведения человечества и каждого человека. Поэтому задача человека, стремящегося к праведности, — участвовать в процессе гармонизации мира и устранении зла, руководством к чему и является Тора, воспринимаемая как шифрованное послание к человечеству, как некий скрытый код динамики внутренней Божественной жизни, лежащей в основе творения. См. также Зоѓар, Каббала, Сэфер Йецира.


Поделиться:

Реклама