Сенсуализм - это...

СЕНСУАЛИЗМ (лат sensus - чувство, ощущение) - гносеологическая традиция, фундированная трактовкой сенсорного опыта как семантически исчерпывающей основы познавательного процесса, а чувственных форм познания - как приоритетных когнитивных процедур Объективно элементы С могут быть ретроспективно обнаружены уже в рамках древневосточной (чарвака, моизм и др) и античной философии (софистика, эпикуреизм, стоицизм и др) Центральная проблема С - проблема онтологического статуса данных чувственного опыта - была сформулирована (в радикальной своей редакции) уже у Протагора и Секста Эмпирика: сенсорные данные позволяют судить не столько о внешних объектах как своей причине, сколько о состояниях субъекта как своем проявлении В рамках гносеологического круга проблематики античной философии оформляется и осевая для будущей историко-философской традиции антитеза чувственного и рацинального познания (софисты, Сократ и сократические школы, Платон) В средневековой схоластике проблематика С эксплицитно формулируется в контексте известного спора об универсалиях: номинализм выступает в философской традиции как принципиальное основание С (Николай из Отре-кура, Николай Орем, Жан Буридан и др), в то время как умеренная позиция концептуализма демонстрирует синтетические тенденции интерпретации чувственных и рациональных сторон познания (когнитивный синкретизм Абеляра, три "источника достоверного знания" - чувства, разум, вера - у Иоанна Солсберийского и др) В контексте общенатуралистической ориентации ренессансной культуры сенсуалистическая тенденция оказывается доминирующей (опытный ин-дуктивизм Телезио, Кампанеллы, Парацельса; "резолютивный аналитизм" Галилея и тп) Становление естествознания Нового времени артикулирует С как эмпиризм (Ф Бэкон, Гоббс, Гассенди, Кондильяк, Ламетри) Тезис Гоббса "нет ни одного понятия в человеческом уме, которое не было бы порождено первоначально, целиком или частично, в органах ощущений" фактически изоморфно воспроизводит восходящий к стоикам программный тезис античного С: nihil est in intellectu quod non sit us in sensu Последовательная реализация этой позиции приводит к редукции процедур научного познания к реконструкции данных наблюдения: "все, что недоступно чувствам, непостижимо и для ума" (Гельвеций), что в перспективе выступает основой неопозитивистской стратегии, ориентированной на элиминацию из языка науки "метафизических суждений" С другой стороны, именно в новоевропейском С задается импульс становлению методологической программы синтеза эмпиризма и рационализма: деятельность разума интерпретируется как образование отвлеченных идей и абстрактных понятий "из наблюдаемого" (Локк) С 17 в экстраполирует принцип сенсибельности на сферу бытия, задавая ему онтологические характеристики: "существовать значит быть воспринимаемым" (знаменитое esse - percipi) у Беркли, возрожденное в 20 в в контексте идей об онтологически конституированной сенсорной природе структурных единиц бытия: "сенсибилии" Рассела, "чувственные данные" в неореализме и тп Философия Просвещения делает акцент, обратный берк-лианскому: существовать значит быть воспринимающим ("чувствительность" у Дидро как "общее и существенное свойство материи") С формирует магистральный вектор развития гносеологических концепций Просвещения (Гельвеций, Гольбах, Дидро и др), фундированных получившей широкое распространение в 18 в "вибрационной теорией" Гартли (характерные для французского материализма аналогии между сенсорной способностью человека и музыкальными клавишами или струнами, испытывающими внешние воздействия) Такой подход актуализирует осмысление условий возможности единства данных чувственного опыта, проблематичного при экстремально сенсуалистической позиции, что остро ставит в историко-философской традиции проблему сенсорного синтеза: от проблемы "ассоциации идей" у Юма до проблемы "трансцендентального единства апперцепции" у Канта Со становлением трансцендентализма акценты в оппозиции С и рационализма (дихотомия сенсибельного и интеллигибельного) сдвигаются в пользу последнего, однако С сохраняет свои позиции в позитивистской традиции (физикализм, стратегия "логического эмпиризма" в логическом позитивизме) и неореализме (концепция "чувственных данных" и когнитивная программа "непосредственного реализма") Наряду с классической гносеологической артикуляцией С, культурная традиция демонстрирует также нравственно-этическую и социально-педагогическую его размерности Так, в античности и в культуре Ренессанса С выступал не только в когнитивной, но и в этической своей артикуляции - как обоснование гедонистической моральной парадигмы (Л Балла, Бруни-Аретино и др)- Философия Просвещения артикулирует своего рода социальное измерение С, рассматривая человека как формируемого под влиянием впечатлений (сенсорного опыта), порожденных воздействием внешней среды (начиная с Гельвеция), что приводит к дифференциации в просветительской традиции программ эдукационизма в зависимости от социального контекста из реализации: если в перспективе (в условиях идеального в оценочном смысле общества) возможно воспитание посредством активного включения индивида в социальную жизнь, то в наличных условиях общества, далекого от совершенства, приоритетными оказываются изоляционистские программы воспитания на лоне природы (Руссо)


Определения, значения слова в других словарях:

Общая психология. Словарь. Под ред. А.В. Петровского
Сенсуализм (в психологии) [лат. sensus — чувство, ощущение] — учение о том, что основу психической жизни составляют чувственные образы. В античности сторонниками этого учения были представители ряда философских школ (киренаики, эпикурейцы, в более умеренной форме — стоики)....
Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М
(от лат. sensus – чувство, ощущение), учение о том, что основу психической жизни составляют чувственные впечатления.
Философский словарь
(лат. sensus - чувство, ощущение) - философская установка на акцентировку сферы чувственного опыта: 1) в классической философии - гносеологическая традиция, фундированная трактовкой сенсорного опыта как семантически исчерпывающей основы познавательного процесса, а чувственных...
Философский словарь
учение представителем которого был Кондильяк), по которому источником нашего познания являются чувства. – одна из форм эмпиризма.
Философский словарь
- направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой достоверного познания.
Философский словарь
(от лат. sensus — чувство, ощущение, восприятие, смысл) — филос. и психологическое направление, близкое к эмпиризму. В С. чувственность признается исходной и главной формой достоверного познания. Классическая формула С. — «нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах...
Психологический словарь
(от лат. sensus - ощущение, чувство) - методологическая позиция. Характеризуется допущением, что все содержание психической жизни исчерпывается чувственными впечатлениями, получаемыми в процессе жизнедеятельности субъекта познания. Это учение берет свое начало в философских...
Психологическая энциклопедия
(от лат. sensus - ощущение, чувство) - учение о том, что психическая жизнь слагается из чувственных впечатлений, являющихся единственным источником познания.В античном мире сторонниками С. были представители ряда философских школ (напр., эпикурейцы, в более умеренной форме -...
Психологическая энциклопедия
Словообразование. Происходит от лат. sensus - ощущение, чувство. Категория. Методологическая позиция. Специфика. Характеризуется допущением, что все содержание психической жизни исчерпывается чувственными впечатлениями, получаемыми в процессе жизнедеятельности...
Психологическая энциклопедия
- в психологии - учение и методологическая позиция, характерные допущением, что все содержание психической жизни исчерпывается чувственными впечатлениями, получаемыми в ходе жизнедеятельности субъекта познания. На базе сенсуализма возникла психология ассоцианистская, в коей...

Поделиться:

Реклама