Сен-симон - это...

СЕН-СИМОН (Sen-Simon) Клод-Анри де Рувруа (1760- 1825) - французский мыслитель, социолог, автор утопических социальных проектов - "Промышленная система", "Новое христианство" Потомок старинного рода французских аристократов, ученик д'Аламбера, математика и энциклопедиста Юношей поступает на военную службу, участвует в войне за независимость северо-американских колоний против Великобритании В 1783 возвращается во Францию и, выйдя в отставку, отправляется в путешествие по Европе Осенью 1789 прибывает на родину, в Пикардию С интересом следит за ходом революции, пропагандируя ее лозунги свободы, равенства и братства Отказывается от своего дворянства и графского титула, называя себя "гражданином Боно-мом" В период Конвента поддерживает якобинцев, затем становится сторонником Директории и Консульства Наполеона Бонапарта С 1797 обращается к научным знаниям: слушает лекции в Политехнической и Медицинской школах, посещает с образовательными целями Англию и Германию Конт некоторое время был его секретарем и соавтором К концу жизни вокруг С-С сплотился небольшой кружок учеников и последователей - БП Анфантен, СА Базар, О Родриг и др - образовавших затем школу сен-симонизма, которая просуществовала до сер 30-х 19 в Основные сочинения: "Письма женевского обитателя к современникам" (1802), "Очерк науки о человеке" (1813-1816), "Труд о всемирном тяготении" (1813-1822), "О промышленной системе" (1821), "Катехизис промышленников" (1823-1824), "Новое христианство" (1825) С-С, видя, что революция во Франции не достигла цели, что она не построила нового общества, пришел к выводу, что сами революции, порожда-ясь стихией бедности и стремлением неимущих к равенству и перераспределению богатства, приводят общество в состояние хаоса и анархии Чтобы избежать подобных потрясений в будущем, будучи рационалистом в духе 19 в, поставил перед собой цель создать и претворить в жизнь научную социальную систему, которая позволит свести "кризисы, которые народы должны испытать на себе и которых не может предотвратить никакая сила в мире, к простым переменам в их правительствах и финансах" Единственный путь к достижению этой цели С-С видел в том, что люди должны иметь общество, наиболее выгодное для наибольшей массы и которое способно улучшить положение многочисленного бедного класса Это заставило С-С обратиться к проблемам исторического развития в целом Разделяя взгляды французских материалистов и выступая против деизма, пришел к выводу, что законы "социальной физики" и, в первую очередь, универсальный характер ньютоновского закона всемирного тяготения, распространяются и на общественные явления Два положения - идея закономерности, объективности развития природы и общества и идея поступательного, прогрессивного развития человечества - составляют сущность философских взглядов С-С Главный критерий прогресса - развитие научных знаний, морали, религии, производным от которого является и другой показатель - благосостояние и счастье большинства общества Соответственно история, по С-С, прошла в своем движении от низших общественных форм к высшим три стадии развития: 1) "теологическую" (от первобытного идолопоклонства до политеизма, на котором основывалось рабство); 2) "метафизическую", основанную на монотеизме христианства, приведшего к феодальному строю; 3) "позитивную" - будущий общественный строй, когда единого Бога сменит единый закон притяжения и возникнет научное мировоззрение с его носителями - светскими учеными и "промышленниками" Общество будущего, по С-С, - это общественный идеал, воплощенный в "промышленной системе", переход к которой является универсальной исторической неизбежностью: "Все народы на земле стремятся к одной цели, она состоит в том, чтобы перейти от правительственного, феодального, военного режима к административному, промышленному и мирному" Основной принцип "промышленной системы", согласно С-С, - искоренение "всякого паразитизма" и всемерное развитие производительных сил общества, которое позволило достичь громадного роста богатства в интересах класса "промышленников", охватывающего всех тех, кто непосредственно занят в системе производства: земледельцы, фабриканты, инженеры, рабочие, торговцы и др Будущее общество у С-С основано на: научно и планово организованных производствах с сохранением частной собственности и классов; введении обязательного для всех производительного труда, когда каждый имеет право работать и получать вознаграждение "по способностям"; управлении не людьми, а распоряжении вещами и руководстве производством "Промышленная система" была дополнена концепцией "нового христианства", имевшей религиозную форму изложения, так как С-С считал, что "простой народ" не способен принять положительную философию в чистом виде, ему нужна вера и поэтому необходимо новой философской системе придать силу религиозного чувства, согласованного с "прогрессом наук" Религиозная форма учения, его лозунги приоритета общего блага над личным ("Все люди - братья") должны были дополнить моральными - материальные стимулы "промышленной системы" Исторические взгляды С-С явились значительным шагом вперед в понимании смысла и движущих сил общественного развития С-С рассматривал историю как смену созидательных и разрушительных периодов, как потом стало принято говорить у сен-симонистов, эпох "органических" и "критических" Первым увидел и понял основу общества в промышленном производстве (индустрии), отвел важнейшую роль в экономической деятельности формам собственности, а также классам, находящимся в определенном отношении к этим формам С-С были высказаны идеи о неизбежности объединительной тенденции в развитии человечества (в первую очередь, Европы) через утверждение всемирной ассоциации народов и стирания национальных границ Некоторые мысли С-С положили начало ряду конкретных социологических теорий Например, теория бюрократии имеет теоретические истоки у С-С, который первым обратил внимание на роль организации и управления в развитии общества; идея особого назначения людей, обладающих знаниями и способностями, необходимыми для достижения общественных целей, заложила основы для теории технократии С-С, наряду с французскими энциклопедистами, впервые разделил на теоретическом уровне понятия "гражданское общество" и "государство", ввел термины "индустриализация", "индустриальное (промышленное) общество" Идеи С-С оказали большое влияние на развитие социалистических учений во Франции, Германии, Италии и России Идеи С-С о роли носителей знания в историческом процессе получили развитие в современных концепциях техно- и экспертократии (см ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ)


Поделиться:

Реклама