Секуляризация - это...
СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ (от позднелат. "мирской, светский") — десакрализация (см. Сакрализация), процесс уменьшения влияния религии на реализацию общественных и частных отношений, потеря религией своих позиций в культуре и обществе.
Процесс С. означает полную или частичную независимость от опеки религии и церкви и может характеризоваться следующими аспектами: экономическим (отторжение церковной собственности в пользу государства или частного лица), политическим (светское государство), культурным (светские искусство, образование, нормы быта). Признаками С. служат: когнитивная автономизация, т. е. отход церковных понятий, норм и ценностей от их религиозной первоосновы (христианская любовь трансформируется в светский гуманизм); встраивание религиозных представлений и логики в более широкую мировоззренческую систему в качестве вспомогательного элемента или полное их выпадение из господствующего мировоззрения; превращение религии в один из социальных институтов наряду с другими, т. е. потеря религией статуса центрального элемента социальной системы.
Природа и значение С. всегда выступали в философии и социологии религии предметом дискуссий. В доктринах французских просветителей-материалистов, О. Конта, К. Маркса, Б. Рассела, Э. Фромма, Ж.-П. Сартра, Т. О. Диа и др. С. предстает как естественный процесс "старения" религии, как следствие необратимого развития человеческого духа "от мифа к логосу": С. ведет к отмиранию религии, которую успешно замещает наука и светская этика, помогающие эффективно решать современные проблемы. Противоположная точка зрения (Т. Парсонс, П. Бергер и религиозные философы) утверждает, что понимание С. как линейного процесса вытеснения религии неверно: С. ведет не к упадку религии, а к видоизменению ее роли в современной культуре: сегодня религия уходит из общества в человека — религия в светской культуре выбирается добровольно и это повышает ее значение для личности. Западная цивилизация выросла на религиозной почве и ничто не изменит этого "врожденного признака". Все положительные черты С. не могут покрыть ее ущербности — С. лишила религию ее важнейших социальных функций: ранее религия освящала и наделяла безусловным смыслом устои общественной и личной жизни, давала объединяющую идею, ценности; С. же постулирует, что нет ничего абсолютного и это ведет к утрате смыслов и дезинтеграции как личности (внутреннего мира человека), так и общества (социальных институтов, морали).
В европейской культуре процесс С. как широкомасштабное явление появляется в период 15—16 вв. Его наиболее значимые этапы: Возрождение (акцент на посюсторонний мир, светское искусство, антропоцентризм как идеология культуры); Реформация (разграничение светской и духовной власти); французское просвещение (закрепление начатой в 17 в. С. научной и общественной мысли); период буржуазных революций (светское государство, принцип свободы совести).
С. является характерным признаком современного общества. К причинам С. как признака современной западной культуры следует отнести: 1) светские политические режимы: отделение церкви от государства, школы от церкви, уравнивание в правах верующих и неверующих (и иноверцев); 2) развитие науки как альтернативной религии объяснительной схемы, вытесняющей сферу сверхъестественного из сознания человека; 3) урбанизацию как процесс выпадения человека из-под власти природных условий, как фактор изменения ритма жизни; 4) модернизацию и аккультурацию религии, т. е. своеобразное осовременивание традиционных религий через упрощение вероучения и культа, компромиссы со стороны церкви по спорным вопросам, коммерциализацию религиозных праздников и т. п.; 5) переход некоторых социальных функций религии к другим социальным институтам, падение значимости этих функций в исполнении религиозных институтов.
Д. К. Безнюк
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: