Секта - это...

СЕКТА (от лат. "следую") — тип религиозной организации, оппозиционной традиционно господствующему вероучению. С. противопоставляет себя системе общепринятых религиозных и светских норм и функционирует как контркультура. Эта особенность С. позволила Л. Гумилеву определить С. как "антисистемы — жизнеотрицающие общества, создающие негативные мироощущения".

Занимаясь изучением организационных форм христианства, Э. Трельч установил, что уже в Новом Завете речь идет о двух различных типах христианских организаций — церкви и секте. По мнению Э. Трельча, С. отличается от церкви меньшей численностью, связью с низшими слоями общества, большей аскетичностью и стремлением к внутреннему совершенству личности, добровольностью объединения как организационным принципом, уклонением от мирского. М. Вебер в качестве признаков различения церкви и С. предлагал установить их отличие по характеру отношения к мирскому, по критериям членства и по особенностям организационной структуры, механизмам функционирования.

Большинство исследователей (М. Вебер, Э. Трельч, Р. Нибур, Г. Беккер и др.) специфическими характеристиками С. признают: небольшое число приверженцев (по сравнению с численностью членов церкви); характер членства, которое носит добровольный и осознанный характер (крещение во взрослом возрасте), является жестко фиксируемым и постоянно контролируемым; нетерпимость к инакомыслию, бездискуссионность и безусловность при принятии данного вероучения; претензии на богоизбранность и исключительность; отсутствие разделения на клир и мирян, подчеркнутое формальное равенство всех членов; аскетизм и суровость нравов, жесткие санкции за допущенные проступки; изоляционизм: частичное или полное неприятие господствующих в обществе ценностей и норм.

Эти характеристики особенно ярко выражены у "молодых" С., но с течением времени происходит "рутинизация харизмы" (М. Вебер) и характер С. может сильно измениться: она становится более терпимой к миру; появляется крещение по семейной традиции (а не как сознательный выбор); С. обюрокрачивается: появляется клир, управленцы, помощники и т. п. Р. Нибур считает, что С. в ее классическом виде существует только в период жизни поколения ее основателей, а затем неизбежно перерастает в деноминацию.

С. возникают несколькими путями, самый распространенный — церковный раскол (схизма — см.), когда от тела церкви отходит группа недовольных тем или иным положением дел. К причинам раскола в первую очередь следует отнести догматические (С. предлагает либо фундаменталистский вариант вероучения и культа, либо модернистский проект, направленный на преодоление консерватизма церкви) и организационные (сектанты могут быть недовольны сложившейся системой отношений между клиром и мирянами, между высшим и низшим духовенством и т. п.).

Историческая перспектива существования С. не одинакова — они могут: распадаться и исчезать как большинство европейских С. Средневековья и Нового времени (флагелянты, адамиты, альбигойцы, николаиты и др.); прозябать (скопцы в Сибири, молокане, духоборы), пополняясь крайне незначительным числом сторонников и "умирая" с физическим исчезновением своих членов; иметь тенденцию к устойчивому самовоспроизводству за счет исключения колеблющихся, запрета на браки на стороне (квакеры, баптисты, евангелисты), а некоторые перерастают в деноминацию. Согласно православному богословию, С. именуется организованное общество людей, разномыслящих с господствующей церковью, но согласных друг с другом в религиозном отношении. Между С. и ересью, по одной из объяснительных версий, та разница, что ересь обозначает не столько совокупность лиц, следующих известному учению, сколько содержание самого учения; поэтому в православной литературе употребляются словоформы: "С. ариан состояла из таких-то лиц" и "С. ариан учила, что Сын Божий сотворен", и с другой стороны — "ересь ариан состояла в признании Сына Божия тварью", "ереси арианской следовали или держались такие-то лица". Между С. и вероисповеданием (в случае, если последним словом обозначается не учение, а сама содержащая его церковь) резкой разницы нет; С. есть вероисповедание, которому следует сравнительно небольшое число лиц, и притом такое, которое, с точки зрения большинства, считается ложным или вредным. С. в Европе часто добивались признания за ними права зваться церквами или вероисповеданиями. На официальном языке в эпохи религиозной борьбы одна и та же община именовалась то С., то церковью, или исповеданием, в зависимости от отношения к ней правительства. Вышеуказанное разграничение терминов определенным образом установилось лишь в Новое время (после Реформации — см.).

В данном контексте понятиями "С." и "ересь" ретроспективно стали обозначать разнокачественные явления. Как отмечают богословы, главнейшие ереси периода с 1 по 7 в. начинались не с отрицания церковного учения и авторитета, а с попыток выяснить и определенно сформулировать какой-либо пункт учения, не отлившийся еще в твердую догматическую формулу; инициаторы этих ересей не осознавали себя в оппозиции с непрерывным церковным преданием, а, напротив, считали себя выразителями и продолжателями его. Подвергшись соборному суду и осуждению, они и их последователи или подчинялись этому суду, или разрывали общение с церковью и начинали свою особую религиозную жизнь. При этом, поставив хотя бы в одном пункте учения свою мысль выше мысли церковной, они чем далее, тем смелее отрешались от церковного авторитета как в развитии своего только что осужденного догмата, так затем и в других пунктах, которые давно уже были твердо сформулированы церковью, так что в оппозиционном отношении их мнений относительно церковного учения ни у них, ни у церковных христиан уже не могло оставаться никаких сомнений. Между тем своеобразные религиозные мыслители более поздних времен, особенно начиная с Реформации, имели дело уже с подробно развитым, сформулированным и надлежаще авторизованным церковным учением, и касались они по большей части этого учения в его целом или в самих его основах, а не в частном каком-либо пункте; таким образом, они оказывались по отношению к нему прямо в таком положении, в какое древние ереси приходили лишь в указанной второй своей стадии.

Согласно православному богословию, христианские С. классифицируются удобнее всего по источникам, откуда они черпают свое учение, заменяя тем авторитет и предание церкви, и по тем путям, которыми они разрабатывают эти источники. Порывая с преданием господствующей церкви как с ложным, сектанты неохотно порывают с христианским преданием вообще и безусловно; напротив, они стремятся представить себя наследниками, продолжателями и хранителями исконного подлинного предания, забытого или искаженного церковью с более или менее древних времен. Понятно, что чем С. радикальнее, тем отдаленнее период, в котором она усматривает начало искажения подлинного христианства и образования ложного предания; поэтому большинство С. останавливается на первых временах христианства, когда никакого или почти никакого писаного предания еще не было; документальным источником веры является у них одно Священное Писание. При этом они становятся лицом к лицу с вопросами, занимавшими церковную мысль в начале богословия: о пределах Откровения, об отношении Ветхозаветного и Новозаветного Откровения и о том, как Откровение охватывается человеком, понимается им и влияет на него. От решения этих основных вопросов зависят все вероучения, организация и этико-социальные понятия сектантов, чем вполне оправдывается указанный выше принцип классификации С. Сообразно ему, С. делятся на: 1) библейские; 2) евангелические (молокане) и 3) имеющие свое тайное писание (мормоны). Существовали также С., полагавшие, что религиозная истина дана не в одном лишь Ветхом и Новом Заветах, что крупицы ее рассеяны повсюду — в лучших языческих религиях, в творениях философов, поэтов и т. д. Это — С. синкретические (гностики, толстовцы). С другой стороны, по взгляду на пути усвоения и разработки религиозной истины С. могут делиться на рационалистические и мистические. Первые считают разум единственным посредником между откровением и человеческим сознанием и даже отказываются признавать за откровение все, что выше или против разума (так что разум у них не только посредник, но и судья Откровения — в этом разница православного и сектантского богословского рационализма); вторые веруют, что Откровение сообщается человеку и помимо разума, несказанно и таинственно (путем экстатических видений, пророчеств и т. п.).

Д. К. Безнюк


Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь
религиозное, а иногда и светское, социальноедвижение, характеризующееся отрицанием ортодоксальных религиозных и/или светских учреждений, доктрин, действий, например, баптисты, квакеры, амиши; содействие политически сепаратистским линиям от имени секты.
Психологическая энциклопедия
(Cult) . Группа, обычно характеризуемая: 1) особым ритуалом поклонения богу или человеку; 2) изоляцией от окружающей "злой" культуры; 3)наличием харизматического лидера. (Ересь, в отличие от секты, есть лишь ответвление официальной религии.)
Психологическая энциклопедия
Группа, которая придерживается определенного набора религиозных убеждений и практик. обычно рассматривается как отдельное, особленное единство, с абстрактными идеалами, существующими внутри другой, большей религиозной организации. Ср. с культом.

Поделиться:

Реклама