Сэфер Йецира - это...

СЭФЕР ЙЕЦИРА (иврит. "Книга Созидания", или "Книга Творения"; также Ѓильхот Йецира — "Пути Творения") — одна из первых книг иудейского мистицизма, или Каббалы, посвященная эзотерическим проблемам творения мира и представляющая собой мистический комментарий к первым главам Книги Бытия (см. Тора); несмотря на свою краткость (в двух версиях — 1300 и 1600 слов соответственно), одно из влиятельнейших сочинений мистико-гностического характера в мировой культуре (см. Мистика); датируется временем между 2 и 9 вв. (вероятнее всего, 3 в.). С. Й. является первым текстом на иврите, содержащим систематически изложенные умозрительные идеи. Ее терминология не имеет параллелей в других сочинениях, посвященных аналогичным предметам. С. Й. подвергалась на протяжении тысячи лет разнообразным интерпретациям, но до сих пор этот текст труден для исследования, в нем много темных мест. Религиозная традиция приписывает создание С. Й. праотцу еврейского народа Аврааму, а также рабби Акиве.

Содержание С. Й. составляет предельно сжатое рассуждение о космологии и космогонии. Бог сотворил мир с помощью "32 тайных путей мудрости". Эти 32 пути, определяемые как десять сфирот бли ма (букв. "десять сфирот без чего-либо"; см. Сфирот), а также 22 буквы еврейского алфавита представлены как основа всего творения. Неизвестный автор играет на тонких смыслах однокоренных слов: сэфер ("писание", "письмо", "книга"), сефор ("счет", "мера") и сиппур ("повествование", "рассказ"): "Тридцатью двумя чудесными путями Мудрости начертал Господь воинств, Бог Израиля, Бог вечной жизни и Царь вечности, Бог Всемогущий, Милосердный и Прощающий, Гордый и возвышенный, Пребывающий вечно, — возвышенно и свято Имя Его, — и Он сотворил Свое мироздание тремя (или: "с тремя") сефарим ("исчислениями"): (через) сэфр, и сефор, и сиппур" (перевод И. Р. Тантлевского). В первой главе книги рассматриваются сфирот, в остальных пяти — функции букв. Под сфирот понимаются числа, но при этом подчеркивается мистический характер сфирот, которые предстают как метафизические принципы или стадии сотворения мира и одновременно как эманации Божества. Автор описывает иерархический характер сфирот. Четыре первых происходят одна от другой путем эманации. Первая сфира — "Дух Живого Бога" (далее слово "дух" — руах — употребляется в двух значениях — как Божественный Дух и как воздух). Первая сфира порождает вторую путем сгущения воздуха, из которого затем происходят вода и огонь (третья и четвертая сфирот). Из первичного воздуха Бог "высек" 22 буквы; из первичной воды — космический хаос; из первичного огня — Престол Славы и сонмы ангелов. Последние шесть сфирот — шесть измерений (букв. кцавот — "концы") пространства. Десять сфирот образуют единое целое, ибо "их конец в их начале, а их начало в их конце"; они вращаются одна в другой; они образуют единство, не идентичное Божеству; лишь первая стадия творения выражает пути Божеств. мудрости. Далее, согласно С. Й., все реальные сущности в трех слоях бытия — в мире, во времени и в человеческом теле ("мир", "год", "душа") — возникли благодаря соединению 22 букв, и прежде всего благодаря комбинации букв в пары. Всего таких пар ("врат") 231. Автор дает также фонетическую классификацию букв по месту образования соответствующих звуков (горловые, губные, задненебные, зубные и свистящие-шипящие). Соединение этих "основных букв" содержит корни всех вещей и различие между добром и злом. Некоторые исследователи усматривают в С. Й. концепцию двойного творения: идеального (с помощью сфирот) и реального (с помощью элементов речи, т. е. букв). Из этой мистико-лингвистической космогонии проистекает вера, что, если правильно произнести все возможные сочетания букв, то можно создать искусственного человека — голема. Согласно талмудической легенде (см. Талмуд), рабби Ханина и рабби Ѓошайя (4 в.) создали с помощью С. Й. (точнее, Ѓильхот Йецира) трехлетнего тельца, которого потом съели (Санѓедрин 65 б).

С. Й. обнаруживает влияние неопифагореизма и стоицизма. Идея о том, что каждый акт творения был скреплен как печатью Именем Божьим (см. Тетраграмматон), — одно из самых ранних положений мистики Меркавы ("[Небесной] Колесницы"; см. Йехезкель). Сходные идеи характерны для гностицизма. Функция букв ивритского алфавита в созидании мира упоминается в старинном фрагменте Мидраша Танхума. Самое раннее упоминание о С. Й. обнаруживается в сочинении "Барайта Шемуэля" и в стихах литургического поэта — пайтана — Элеазара Калира (ок. 6 в.). Книга оказала большое влияние на развитие еврейской философии до Маймонида, в частности — на Ш. Ибн Гвироля и Йеѓуду ѓа-Леви, а также на Каббалу; были написаны десятки комментариев к С. Й. В 10 в. к ней написал комментарий Саадия Гаон, и этот комментарий получил широкое распространение. Множество комментариев к С. Й. написано в 12—13 вв. в кругах Хасидей Ашкеназ, которые рассматривали эту книгу как руководство по магии и связывали ее с традицией о сотворении голема. Комментарии к С. Й. писали Рамбан (Нахманид [см.]), А. Абулафия [см.], М. Кордоверо [см.], Элияѓу бен Шломо Залман [см.] (Виленский Гаон) и др.


Поделиться:

Реклама