Сантаяна (santayana) Джордж - это...
(1863-1952) - амер. философ. Род. в Испании, в детстве с семьей переехал в США, где прожил около сорока лет. С 1920 жил в Риме. Изучал философию в Гарварде, где его учителями, а затем коллегами по работе были Джеймс и Дж. Ройс,С. разработал обширную метафизическую систему, он автор многочисленных работ по эстетике, культуре и литературе, блестящий стилист. Будучи апологетом "аристократии духа", С. рассматривал поэзию, религию, искусство как высшие формы человеческой деятельности и противопоставлял их науке как чисто технической системе символов, имеющей операциональное значение. Задачу философии видел не в теоретическом объяснении мира, а в выработке моральной и эстетической позиции, своего рода "нецерковной религии". В гносеологии С. придерживался критического реализма в форме противопоставления идеальных сущностей и природного существования. Убеждениечеловека в реальности вещей он связывал с биологической "животной верой", в то время как бытие сущностей - с данностью в опыте интуиции. Истина трактуется им как биологическое приспособление с помощью сущностей (рабочих символов) для ориентации в среде. В сочинении "Царства бытия" (The Realms of Being. V. 1-4. N.Y., 1927-1940) он называет "царства" аспектами морального опыта, однако фактически рисует картину мира, в которой пытается совместить платоновский идеализм с натурализмом. Основополагающей реальностью в этой системе является "царство сущности", или бесконечный каталог всех возможных непространственных, вневременных, несубстанциальных идеальных качеств. С. называл себя материалистом на том основании, что признавал существование материальной субстанции - "царства материи". Однако характеристики материи определяются у него сущностями. Реализованные в существовании сущности помещаются им в "царство истины", являющееся сегментом "царства духа", которое, в свою очередь, определяется С. как некое космическое горение, проявляющееся в субъективной человеческой психике и делающее возможным интуицию сущностей. Его работа "Господство и власть" (Dominations and Power. N.Y., 1951) представляет собой консервативную рефлексию относительно социального и политического устройства мира. The Sense of Beauty. N.Y., 1896; The Life of Reason. N.Y., 1905-06; Scepticism and Animal Faith. N.Y., 1923; Dialogues in Limbo. N.Y., 1926; Platonism and the Spiritual Life. N.Y., 1927; Persons and Places. V. 1-3. N.Y., 1944-1953.
Поделиться: