Сангха - это...

САНГХА — буддистская община, членами которой являются монахи (биккху) или монахини (биккхуни). Женских С. немного (напр., в Шри-Ланке имеется порядка 20 женских монастырей из их общего числа в 7000.)

Термином "С." позволительно обозначать всех буддистских монахов в мире: монахов, принадлежащих к определенной школе; монахов, проживающих в стране, в монастыре, в отшельничестве, в храме. Столь широкое употребление термина "С." связано с тем, что все монахи и монахини обязаны жить по единым правилам Виная-питаки.

Биккху — это нищенствующие монахи в каноническом толковании тхеравады, т. е. монахи, которые должны жить на подаяния верующих-мирян. Монахи-тхеравадины носят желтые или оранжевые одеяния. Монахини должны носить белые одежды. Монах не является священнослужителем, т. е. не выступает как посредник между мирянином и богами или Буддой. Управители в храмах обычно не монахи, а миряне. Мирянин становится монахом по своему желанию и пребывает в буддистской общине столько, сколько пожелает. По традиции монахом становятся не меньше чем на месяц, более краткое пребывание в С. не приветствуется. Каких-либо установленных правил для вступления в С. не существует. Членом С. может стать каждый, независимо от пола, национальности, цвета кожи, касты, социального положения; исключение составляют заразные и психические больные, должники, военнослужащие.

Все члены С. считаются равными, независимо от их происхождения и должности в мирской жизни. Монахом можно стать по достижении 20-летнего возраста, а членом С. — с 6 лет. Среди членов С. есть мальчики, послушники и монахи. Послушниками становятся юноши в возрасте от 10 до 20 лет.

Послушник обязан соблюдать 10 предписаний-запретов: 1) не убивать, 2) не воровать, 3) не прелюбодействовать, 4) не лгать, 5) не употреблять спиртного, 6) не есть после полудня, 7) не танцевать, не петь, не посещать зрелищ, 8) не носить украшений, не употреблять парфюмерию и косметику, 9) не пользоваться высокими и роскошными сиденьями, 10) не брать золота и серебра, изучать дхарму и Виная-питаку и готовиться к высшему посвящению.

По достижении 20-летнего возраста послушник посвящается в монаха, т. е. становится полноправным членом С. Обряд посвящения несложен: вступающий в С. трижды произносит несколько общеизвестных формул типа "я ищу убежища в Будде, я ищу убежища в дхарме, я ищу убежища в С.", а также отвечает на вопросы: не болен ли он проказой, чесоткой, не имеет ли фурункулов, астмы, не страдает ли эпилепсией, является ли он человеком, мужчиной, свободен ли, не имеет ли долгов, освобожден ли от военной службы, имеет ли согласие родителей, исполнилось ли ему 20 лет, есть ли у него котелок для подаяний и комплект монашеских одежд, как его имя и как имя его наставника. Посвященный в монахи обязан соблюдать как минимум более 227 правил, изложенных в Пратимокше (см. Трипитака), а наиболее благочестивые монахи соблюдают и множество иных.

Правила поведения монаха разбиты на 7 классов, или групп. Первая группа — это наиболее тяжелые проступки (их 4), за которые монах должен быть немедленно изгнан из С.: любое занятие сексом, воровство, обдуманное убийство человека, ложное утверждение монаха о том, что он наделен сверхъестественными способностями. Вторая группа — это 13 тяжелых проступков, за которые провинившийся должен нести покаяние перед своей С., в их числе соприкосновение с женщиной в сладострастных целях, оскорбление женщины непристойными словами, разговор с женщиной на сексуальные темы, сводничество. Третья группа — серьезные проступки, связанные с имуществом (их 32). Четвертая группа — проступки, требующие искупления (их 92). Пятая группа — проступки, требующие покаяния. Шестая группа — проступки во время обучения (их 75). Седьмая группа — проступки, связанные с ложью.

Несмотря на то что 227 правил Пратимокши обязательны для любого монаха, практика и образ жизни буддистских общин и монахов-отшельников многообразны. При этом различия обязательно аргументируются ссылками на жизнь Будды и его учеников. Городские монахи ставят на первое место знание канонических текстов, сельские — духовную практику, странствующие монахи — миссионерскую деятельность.

Распорядок дня С. обусловлен правилами Виная-питаки: подъем с восходом солнца, отход ко сну с наступлением темноты. Принимать еду можно только в первой половине дня; монахи едят дважды: ранним утром и с 11 до 12 часов дня. Все свободное время монахи должны учиться, читать священные тексты, заниматься медитацией, они принимают участие в разнообразных церемониях, беседуют с верующими, в некоторых монастырях исполняют хозяйственные функции. Монахи, желающие сделать духовную карьеру, изучают санскрит и пали и запоминают дословно священные тексты: степень знания и компетентность в учении Будды определяются суммой выученных текстов и комментариев к ним.

Прилежный монах после 10 лет пребывания в С. и приобретения определенной суммы знаний получает соответствующую степень. Еще через 10 лет обучения ему присваивается следующая степень. Многие авторитетные монахи осуждают участие членов С. в социальной и политической жизни общества, считая, что основной долг монаха — это религиозная практика. Неоднократно вносились предложения о необходимости ряда изменений наиболее архаичных установок Виная-питаки. Поправки отвергаются ссылками на высказывания Будды, из которых явствует, что любое изменение в правилах Виная-питаки может быть принято лишь на собрании всех буддистских монахов всего мира.


Определения, значения слова в других словарях:

Энциклопедия мифологии
(санскр. и пали samgha, букв. «группа, собрание»), в буддийской мифологии одно из т. н. трёх сокровищ - буддийская община (два других - Будда и дхарма). Первоначально словом «С.» обозначали совокупность всех учеников Шакьямуни (Ананда, Кашьяпа, Маудгальяяна, Субхути, Шарипутра и...

Поделиться:

Реклама