САМОСТЬ - 1) - понятие традиционной натурфилософии, фиксирующее определенность объекта (например, категория "жань" в древнекитайской философии); дифференцируется на автохтонную самость как таковую ("цзы-жань") и С привнесенную ("чжи-жань" как результат внешнего воздействия) От античной философии унаследована средневековой схоластикой, обогатившись в контексте учения о "родах "и "видах"; семантическими оттенками С как haecceitas ("этовость" как самотождественность единичного) и quidditos ("чтойность", позволяющая соотнести данную С с другими элементами этого или иного множества); (2) - в аналитической психологии Юнга архетип, являющий собой центр сум-мативной целостности сознательного и бессознательного психического бытия Понятие С введено в оборот Юнгом, но ни в его работах, ни в трудах его последователей не получило однозначного определения Порой интерпретировалось как исходное состояние интегрированного организма, образ сверх-ординарного объединяющего принципа, архетипическое стремление к координации напряжения противоположностей, ар-хетипический образ человеческого потенциала и единства личности как целого, как суммативность личности и тд; (3) - понятие философии Хайдеггера, обозначающее бытие Я (само-бытие), те такое сущее, которое может произнести: "Я" "Личная С" (Ich-selbst) у Хайдеггера полагает своеобразие бытия существования в качестве "заботы" (те бытия сущего, являющегося человеческим существованием; в отношении к окружающему миру существование предстает как "озабоченность", а в отношении к другому человеку - "общей заботой") Безличная же С (Man-selbst), будучи повседневным высказыванием Я (Ich-sagen), подчиняется Man, отодвигая на второй план собственные возможности и горизонты бытия
Социальная психология. Словарь под. ред. М.Ю. Кондратьева
Самость — в аналитической психологии К.Г. Юнга, архетип, являющий собой центр суммативной целостности сознательного и бессознательного психического бытия. Символизируется окружностью и др. фигурами и образами. Понятие С. введено в оборот Юнгом, но ни в работах самого Юнга, ни в...
Клиническая психология. Словарь под ред. Н.Д. Твороговой
Самость — в аналитической психологии К. Юнга, архетип, являющий собой центр суммативной целостности сознательного и бессознательного психического бытия. Символизируется окружностью и др. фигурами и образами. Понятие С. введено в оборот К. Юнгом, но ни в работах К. Юнга, ни в...
Философский словарь
- (1) - в аналитической психологии Юнга архетип, являющий собой центр суммативной целостности сознательного и бессознательного психического бытия. Понятие С. введено в оборот Юнгом, но ни в его работах, ни в трудах его последователей оно не получило однозначного определения....
Философский словарь
- см.: Идентичность.
Философский словарь
— в аналитической психологии К.Г. Юнга — архетип коллективного бессознательного. Развитие личности в процессе индивидуации идет от сознания к личностному бессознательному, а от него — к коллективному бессознательному, центром которого и является С. В мифах, сказках, сновидениях...
Философский словарь
– способ бытия присутствия, при котором оно соответствует своей природе, то есть самой себе.
Психологический словарь
(Selbst) - архетип - , автор К.Г. Юнг - . Глубинный центр и выражение психологической целостности отдельного индивида. Выступает как принцип объединения сознательной и бессознательной частей психики и, одновременно с этим, обеспечивает вычленение индивида из окружающего его...
Психологическая энциклопедия
(Self). Архетип центрирования и психологического порядка. Он направляет функционирование целостной психики по пути интеграции. осуществляет баланс и гармонизирует в психике различные противоположные элементы.
Психологическая энциклопедия
(Self; Selbst) - архетип целостности - наиполнейшего человеческого потенциала и единства личности как целого; регулирующий центр психического. как объединяющий принцип в области человеческой психики занимает центральное место в управлении психической жизнью и поэтому является...
Психологическая энциклопедия
(Self). Архетип в теории Юнга, который становится центром структуры личности, когда все противоборствующие силы внутри личности интегрируются в процессе индивидуации.
Поделиться: