Самоопределение - это...
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ (англ self-determination) - процесс и результат выбора личностью своей позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм обретения и проявления человеком свободы До последнего времени тема С была неактуальна для социокультурной ситуации нашей страны Вычленялась и обеспечивалась лишь сфера профессионального С (и то только в области выбора вида профессиональной деятельности) В остальных сферах С носило формальный и декларативно-демонстративный характер Актуализация этой темы обусловлена как минимум двумя социокультурными процессами Во-первых, это нарастание глобальных изменений в обществе, порождающее для каждого человека необходимость выработки собственного отношения к происходящему - те С становится составной частью процессов, связанных с принятием человеком жизненно важных решений (от поиска новой работы или выбора сферы деловой активности до выбора кандидатов в органы власти) Во-вторых, это разрушение выстроенного в советское время идеологического барьера, который отделял советское "социальное пространство" от всего того, что составляет духовное богатство современного общества (достояний мировой культуры, философии, религии, искусства) - те у человека в плане понимания собственной истории, личных "корней", принадлежности к культурным традициям и многому другому возникают проблемы С, обусловленные образовавшимся "вакуумом" в том месте, которое ранее занимала идеологияЧеловек как субъект собственной жизни, характеризуется жизненным С - более широким, чем профессиональное, нравственное или гражданское Смысл жизненного С - включение в систему ценностей, которые поднимают жизненную активность субъекта на принципиально иной уровень - уровень жизненного "пути" уже не столько человека как такового, сколько ценностей, с которыми он себя идентифицировал и занял свою позицию в социокультурном пространстве Занимая определенную позицию, предвосхищая свое будущее, осознавая свои реальные достижения и недостатки, человек стремится к самосовершенствованию посредством собственной деятельности, общения с другими людьми Он выступает как субъект собственного развития, определяющий свою жизненную программу Для него возникает потребность в самосовершенствовании, в построении себя как личности А расширение границ собственных возможностей есть управление развитием, которое можно описать формулой: "С + самопреодоление" С можно понимать как установление внутренних ограничений на собственную деятельность, как расширение границ собственных возможностей, направленных на реализацию замыслов, осуществляемых в рамках принятых ограничений Саморазвитие обусловлено осознанием несовпадения Я-идеального и Я-реального, борьбой мотивов, преодолением недостатков через организацию деятельности и поведения Суть процесса С и состоит в актах выявления и утверждения индивидуальной позиции в проблемных ситуациях, когда человек оказывается перед необходимостью альтернативного выбора и должен принимать экзистенциальные или прагматические решения Результат С - выход человека на цели, направления и способы активности, адекватные его индивидуальным особенностям, и на формирование духовной самоценности, способности через целеполагание самобытно и самостоятельно реализовать свое природное и космическое предназначение Ситуация С, а не просто выбора из альтернатив, С как движения в основаниях своих действий, дел и деяний может рассматриваться как своеобразная единица творческого процесса развития личности Концептуальная схема С описана как движение в четырех смысловых пространствах: ситуативном, социальном, культурном и экзистенциальном Поиск оснований для решений в проблемной ситуации в зависимости от типа С может разворачиваться: как ситуативное поведение, направляемое обстоятельствами (ситуативное пространство); как социальное действие, детерминированное локальной целью (социальное пространство); как рефлексия собственной деятельности и придание ей статуса "дела", вписываемого в некоторую культурную традицию (культурное пространство); как рефлексия бытия и, соответственно, движение в вечных ценностях и вопросах (экзистенциальное пространство) Последовательная рефлексия действий, деятельности, бытия выступает в схеме в качестве способа С, побуждением к которому служат оценивание результатов ситуативного поведения, анализ результатов и последствий самостоятельной деятельности, установление ограничений на собственные замыслы в процессе рефлексии их реализации Кроме того, рефлексия служит ключом к реализации, средством интенсификации интеллектуальных функций (мышления, понимания, мыс-лекоммуникации, мыследействия) В сфере образования наряду с процессом передачи знаний происходит и другой процесс - передачи способов С Образование становится той сферой, в которой создаются прецеденты и образцы С Концепция С по-новому ставит вопрос об "объекте" образования Им не может выступать ни отдельная личность, ни класс (группа, коллектив), а лишь образовательный материал (предметы, явления, символы, модели, ситуации, ценности, деятельность, отношения, психологическая атмосфера), в процессе выбора, исследования и преобразования которого происходит С и саморазвитие субъекта образования (учителя, ученика, взаимодействующей группы, сообщества и тд) С лежит в основании инновационной педагогики, которая ведет к такому типу образования, к такой работе с обучающим, воспитывающим материалом, которые изменяют и сам материал, и самих субъектов образования, и их взаимодействие, взаимовлияние
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: