Самарин - это...
САМАРИН Юрий Федорович (1819-1876) - русский философ, публицист, общественный деятель Окончил филологический факультет Московского университета (1838) В 1844 защитил магистерскую диссертацию "Стефан Яворский и Феофан Прокопович" (издание диссертации было запрещено) Был активным участником редакционных комиссий по крестьянской реформе 1861 Один из "старших" славянофилов Основные сочинения: "Письма из Риги" (1845); "О мнениях "Современника" исторических и литературных" (1847); "Письма о материализме" (1861); "Предисловие к сочинениям Хомякова "(1867); "Разбор работы Кавелина Задачи психологии" (1872); "По поводу сочинения Макса Мюллера по истории религии" (1876) и др Как философ С начал сторонником Гегеля Пытался развивать свои взгляды на православие в опоре на его философию, утверждая, что "вне философии Гегеля православная Церковь существовать не может" и что "религия, которую признает философия, есть Православие и только Православие" Под влиянием Хомякова С отказался от гегельянства и в середине 40-х 19 в выступает как приверженец славянофильства В философском наследии С (не очень большом по сравнению с Хомяковым или Киреевским) центральное место отведено проблемам антропологии, которая предвяряет и определяет гносеологию С четко различает два понятия личности - как носителя сознания (персонализм) и как мерило оценки (индивидуализм) С выступает против индивидуализма (как пути развития личности), который преодолевается в "высшем акте личной свободы и сознания - самоотречении" изнутри, а не извне Такое самоотречение характерно христианству и русскому общинному строю, "основанному не на отсутствии личности, а на свободном и сознательном ее отречении от своего полновластия" Религиозное начало - единственное, чему личность должна и может подчиниться целиком В каждом человеке изначально заложено персональное отношение к нему Бога - "личное откровение", - которое человеком переживается и ощущается, которое заставляют искать в жизни смысл и разумность, осознать свободу и ответственность, получить истинное знание, сохранить цельность духа Утрата такого откровения ведет к замене Бога мифом необходимости как закона жизни Центр личности - моральное начало, порожденное личным религиозным опытом, богопознанием и независимое от внешнего мира В гносеологии С выступает критиком крайностей сенсуализма и рационализма с позиций принципа непосредственного познания "невещественной среды": реальность может быть открыта лишь в опыте живого и действенного общения с предметом познания, а не рационально дедуцирована, доказана "Истина полная и высшая дается не одной способности логического умозаключения, но уму, чувству и воле вместе, те духу в его живой цельности" - здесь С полностью солидаризируется с гносеологией Киреевского и Хомякова С постулирует тождество сознания и бытия в акте познания, в то время как рационализм, по мнению всех славянофилов, это тождество разрушает и ведет к абстрактному идеализму В гносеологии С явно чувствуются мистические мотивы, описывающие изначальные предпосылки познания: "Реальность чего бы то ни было не может открываться нам через работу разума - всякая реальность должна быть дана раньше, чем начнется мыслительная работа о ней" Материализм, по мнению С,- источник "бесцветного, бескостного, дряблого гуманизма" - затмевает правду христианства Политическая эмансипация, которой требует материализм, - суеверие, ибо "если нет свободы духовной (в смысле определения), не может быть и речи о свободе гражданской, ни о свободе политической, ибо и та и другая предполагают первую" Работы С дали для русской философии "прочное основание для борьбы с материализмом" (Лосев) Особенность государственного и политического строя России С видит в самодержавии и общине, которые должны выполнять функцию борьбы с "отвлеченной цивилизацией" как средством разложения народности С выдвинул теорию трех периодов истории русского народа: "исключительная национальность" - "подражательность" - "разумная народность" Основную причину "подражания" С видит в дворянстве, которое оторвалось от народных основ и потеряло, тем самым, самостоятельность творческой силы С был сторонником отмены крепостного права, видя в нем зло, которое привело к поражению России в Крымской войне и к общей социально-экономической отсталости
Поделиться: