Русская Истинно-Православная Церковь - это...

РУССКАЯ ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ — православная церковная организация, возникшая в результате гонений ленинского режима в России против Русской Православной Церкви (далее — РПЦ). С первых дней прихода к власти в октябре 1917 большевики предприняли энергичные меры для ликвидации РПЦ как гражданского института и носителя враждебной им идеологии. На РПЦ обрушились невиданные в истории Церкви гонения. Первым священником, убитым новой властью, стал Петроградский протоиерей Иоанн Кочуров (22.12.1917). Первым расстрелянным епископом — митрополит Киевский Владимир (Богоявленский) (07.01.1918). Особую роль в деле уничтожения РПЦ коммунистический режим уделил раздроблению РПЦ на несколько частей и разжиганию между ними вражды. Первоначально эта политика не принесла ожидаемого результата — спровоцированные после 1922 многочисленные обновленческие расколы, а также созданное 22.12.1925 управление, возглавляемое архиепископом Григорием (Яцковским) (т. н. григорьевский раскол), поддержала лишь незначительная часть верующих. Усилия большевиков увенчались успехом, когда им удалось расколоть РПЦ посредством занимавшего должность заместителя Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Старгородского). Для придания большей авторитетности при нем 20.05.1927, вопреки устава РПЦ, был организован т. н. "Патриарший Священный Синод" из подобранных ОГПУ иерархов. 29.07.1927 была обнародована, составленная в соответствии с указаниями начальника III Отделения секретно-политического отдела ОГПУ Е. А. Тучкова, подписанная митрополитом Сергием и Синодом при нем "Декларация", которая констатировала факт подчинения господствующему режиму и перехода церковного управления на службу этому режиму "не за страх, а за совесть". Находящиеся в ссылке все три иерарха, по соборному определению имеющие право занять должность Патриаршего местоблюстителя (высшую в РПЦ до избрания Собором нового патриарха), митрополиты Кирилл (Смирнов) (расстрелян за принадлежность к Р. И.-П. Ц. 20.11.1937), Агафангел (Преображенский) (умер 16.10.1928) и Петр (Полянский) (расстрелян 10.10.1937), а также многие другие архиереи, священнослужители и миряне решительно отвергли эту "Декларацию" и подвергли резкой критике митрополита Сергия, как превысившего свою власть и не имеющего полномочий от имени всей РПЦ делать подобные заявления. ОГПУ, действуя через митрополита Сергия, активно развивало и углубляло раскол, прежде всего, путем проведения выгодной власти кадровой политики. Митрополит Сергий и действующий при нем Синод регулярно издавали указы, подготовленные Секретно-политическим отделом ОГПУ. Этими указами устранялись неугодные архиереи и заменялись лояльными к власти, в основном из бывших обновленцев. Также митрополит Сергий сделал от имени РПЦ ряд выгодных правящему режиму политических заявлений. В то же время представитель ОГПУ Е. А. Тучков активно пытался войти в доверие и к не согласным с действиями митрополита Сергия авторитетным иерархам РПЦ, пытаясь искусственно создать и укрепить несколько подконтрольных власти управлений РПЦ. Однако ни один из этих иерархов на сотрудничество с ним не пошел.

В условиях, когда церковное управление оказалось в руках атеистического режима, имеющего конечной целью искоренение всякой религии, и полного игнорирования митрополитом Сергием указаний предстоятеля РПЦ, находящегося в ссылке Патриаршего местоблюстителя митрополита Петра (Полянского), многие стали искать выход из создавшегося положения. Высшей инстанцией, которая могла от лица РПЦ вынести определение по поводу возникшей ситуации, является Поместный Собор, созвать который не предоставлялось возможности. Поэтому ряд архиереев до созыва Поместного Собора перестали подчиняться распоряжениям управления, возглавляемого митрополитом Сергием, руководствуясь указом № 362 Святейшего патриарха Тихона, Священного Синода и Высшего Церковного Совета РПЦ от 20.11.1920, предусматривающего подобную ситуацию и, в соответствии с этим же указом, пытаясь организовать иное, независимое от ОГПУ управление. Это отчасти удалось осуществить митрополиту Петроградскому Иосифу (Петровых) (расстрелян за принадлежность к Р. И.-П. Ц. 20.11.1937), усилиями которого было создано церковное управление с викарными епископами, благочиниями и многочисленными приходами по всей стране. Последователей митрополита Иосифа стали именовать "иосифлянами" в отличие от "сергиан", оставшихся в подчинении у митрополита Сергия. Также не подчиняющихся митрополиту Сергию и независимых от гражданской власти православных верующих называли "тихоновцами", "староцерковниками", "не поминающими" и пр. Однако окончательное название закрепилось за ними, когда по всей стране в 1930—1931 прокатилась волна судебных процессов под общим названием "Контрреволюционная организация "Истинно-православная церковь". На этих процессах было разгромлено движение, пытающееся в условиях диктатуры советской власти сформировать независимое от нее управление РПЦ. После этих погромных процессов уцелевшие от репрессий верующие, отвергающие возможность управления РПЦ гражданским атеистическим государством, были вынуждены полностью перейти на нелегальное положение и влились в тайную Катакомбную Церковь.

В начале 1990-х, в условиях распада СССР, появилась возможность регистрации и легальной деятельности приходов Р. И.-П. Ц. После падения "железного занавеса" эти приходы слились с Русской Православной Церковью за границей (далее — РПЦЗ) и вошли в подчинение зарубежному Синоду, как независимому от внешних влияний действующему управлению РПЦ. В ноябре 1994 решением Архиерейского Собора РПЦЗ на территории СНГ образовано и приступило к работе Архиерейское совещание российских Преосвященных — орган управления приходами Р. И.-П. Ц., который подотчетен Синоду РПЦЗ, собирающийся на свои заседания регулярно 1 или 2 раза в год. В настоящее время на территории СНГ существуют епархиальные управления Р. И.-П. Ц. в России (Подольск, Ишим) и Украине (Одесса), в подчинении у которых находится около 100 приходов. Также имеется ряд приходов, зарегистрированных как приходы Р. И.-П. Ц., но не входящие в подчинение Синода РПЦЗ, а также приходы Р. И.-П. Ц., образованные несколькими старостильными Синодами Греции. В начале 21 в. наметился ряд тенденций к сближению РПЦ и Р. И.-П. Ц.

† Епископ Агафангел


Поделиться:

Реклама