Розеншток-хюсси (rosenstock- Huessy) Ойген Мориц Фридрих - это...

(1888-1973) - нем.-амер. философ и социолог. Род. в либеральной еврейск. семье, в юности пережил религиозный кризис и крестился. Занятия философией совмещал с практическими делами. В 1919-21 был редактором газеты автозавода "Даймлер-Бенц" в Штутгарте, в 1921-23 возглавлял Рабочую Академию во Франкфурте-на-Майне, в 1925 был вице-президентом Всемирной Ассоциации образования взрослых, в 1929-30 организовывал сельскохозяйственные трудовые лагеря для рабочих и студентов в условиях экономического кризиса. В 1933 эмигрировал в США, в 1934-36 -проф. Гарвардского ун-та, в 1936-57 - Дартмутского колледжа. Формирование взглядов Р.-Х. происходило под влиянием иудаизма, нем. классической философии, включая Л. Фейербаха, а также тех мыслителей, которых он называл "дизангелистами" (в противоположность "евангелистам" как носителям "благой вести") и которых резко критиковал - Дарвина, Маркса, Ницше, Фрейда. В центре философии Р.-Х. - проблематикаязыка. Последний понимался им как надындивидуальная целостность типа гештальта, как эфир, в который погружены все люди. Язык - носитель всех впечатлений, когда-либо имевших место в пространстве и времени, именно он обеспечивает непрерывность совокупного человеческого опыта. На этой основе Р.-Х. пересматривает традиционное понимание соотношения языка и мышления и формулирует новый подход, который называет по-разному - "речевое мышление", "грамматический метод", "метаномика". Человеческая история, согласно Р.-Х. протекает отнюдь не в физическом пространстве-времени. Каждая культура создает свое пространство и свое время, которые являются искусственными, но вместе с тем одинаковыми для всех членов данной общности. Культуры возникают из диалогической ситуации (см.: диалогическая философия) в качестве ответа на вызовы принуждающих сил. Затем эти ответы абсолютизируются и изолируют культуры друг от друга. Христианство отрицает окончательность сформулированных различными культурами ответов, и Иисус Христос умирает для того, чтобы вместе с ним умерли те ценности, которые он собрал в своей душе. Таким образом, это не смерть за неизменные ценности, но смерть для старой жизни ради любви к новой, т.е. исход из старого мира. Вся история в концепции Р.-Х. предстает как история спасения, и ее цель раскрывается как творение единого человеческого рода. В контексте этих идей, а также диалогического принципа Р.-Х. предложил также критику и программу преодоления традиционной метафизики. При жизни его взгляды были известны лишь немногим его друзьям и студентам, хотя и оценивались достаточно высоко Тиллихом, Л. Мэмфордом, X. Коксом. Его концепция языка оказала влияние на амер. поэта У.Г. Одена. А.И. Пигалев "Идет дождь", или Язык стоит на голове // Философские науки. 1994, № 1-6; Речь и действительность. М., 1994; Тебя и меня (Учение или мода?) // Философские науки. 1995, № 1; Die Sprache des Menschengeschlechts. Bde. 1-2. Heidelberg, 1963-64; The Christian Future, or the Modern Mind Outrun. N.Y., 1966; Out of Revolution: Autobiography of Western Man. Providence, 1993.


Поделиться:

Реклама