Розанов - это...

РОЗАНОВ Василий Васильевич (1856-1919) - русский философ Находясь в центре развития отечественной общественной мысли начала 20 в, Р вел активный диалог со многими философами, писателями, поэтами, критиками Многие из его работ были идейной, содержательной реакцией на отдельные суждения, мысли, работы Бердяева, В Соловьева, А Блока, Мережковского и др и содержали развернутую критику этих мнений с позиций его собственного мировоззрения Его философию можно рассматривать как часть общего русского литературно-философского круга, однако особенности его существования в этом контексте выделяют его фигуру и позволяют говорить о нем как о нетипичном его представителе Проблемы, занимавшие мысли Р, связаны с морально-этическими, религиозно-идейными оппозициями - метафизика и христианство, эротика и метафизика, православие и нигилизм, этический нигилизм и апология семьи В каждой из них Р искал пути к снятию противоречий, к такой схеме их взаимодействий, при которой отедельные части оппозиции становятся разными проявлениями одних и тех же проблем в существовании человека Первое философское сочинение Р "О понимании" (1886) было связано с достаточно академическими проблемами гносеологии и осталось незамеченным в философских кругах Следующей стала книга о Достоевском "Легенда о Великом Инквизиторе" (1891), которая затрагивала вопросы, волновавшие в тот момент русскую интеллигенцию и привлекла внимание к фигуре Р В этой книге были заложены основы будущей близости миросозерцания Р к Достоевскому и, отчасти, к В Соловьеву Являясь, без сомнения, философом экзистенциального умонастроения, в изложении своих взглядов Р всегда тяготел к внецерковным формам религиозности, а также к нетрадиционным философским взглядам на проблемы метафизики Близость Р и Достоевского проявляется в интересе к фигуре Христа, к которому они разными путями подошли одинаково близко Бог Р является проявлением индивидуального внутреннего опыта, заимствованного из повседневности Бытовое православие в представлении Р уравнивается по значимости с метафизическими основаниями бытия Бога в мире Это означает, по сути, выведение на поверхость личности, личностного восприятия Бога и мира В свою очередь, анализ этого восприятия, описание его внутренней механики, его сложностей и особенностей Р увязывает с проблемой пола "Пол - это начинающаяся ночь в самой организции человека Все, приближаясь сюда, становится трансцендент-но, те, не только окружено трансцендентными по необъяснимости своей бурями, "огнем поедающим", но и вообще как-то переливается в значительности своей за край только анатомических терминов; это второе темное лицо в человеке, и, собственно, оно есть ноуменальное его лицо: от этого - творческое не по отношению к идеям, но к самим вещам, "клубящее из себя жизнь", но оно так густо застлано из наших глаз туманом, что в общем никогда его не удавалось расмотреть" ("Люди лунного света Метафизика христианства") Развивая идею зависимости существующего в человеческом восприятии мира и Бога от самого человека, и одновременно усиливая в самом человеке значение пола, Р говорит о "двух Богах" - одна мужская сторона его и другая - сторона женская Нарушение монолитности Бога Р выглядело как слишком явный модернизм христианской традиции и критика обвинила его в антихристианстве Утверждая сексуализм в его отвлеченности, Р одновременно поднимает его на высоту религии Проделанный им онтологический анализ проблемы "пола" позволил сделать принадлежность человека к тому или иному полу фактом не только физической, материальной жизни, но и качеством жизни духовной, религиозной, метафизической, моральной и тд Мережковский назвал Р "русским Ницше", хотя сам Р едва ли был знаком с его трудами Однако это сравнение отражает не столько реальную духовную и содержательную близость Р и Ницше, сколько сопоставляет тот разительный переворот в истории религиозно-философской мысли, который связан (в разное время и при разных обстоятельствах) с именами обоих писателей Переворот, связанный с именем Р, можно определить через формулу общих устремлений его мысли, с которыми связаны практически все его религиозно-философские, моральные, эстетические воззрения Это стремление можно определить как попытку "понять сверхличное в свете индивидуального" Именно этот акцент на индивидуальном и личном в человеке объединяет множество разнообразных суждений Р и высказываемых позиций Само индивидуальное трактуется Р как следствие внутренних, изначальных характеристик и свойств воспринимающего человека, предшествующих и предопределяющих любой опыт его пребывания в мире Именно понятия "жизненной энергии" и "пола" выступают в представлении Р своего рода источниками движения и развития человеческого восприятия мира, Бога, самого себя, других людей Именно они, а не логика рациональности являются основой ориентации человека в окружающей действительности Эти идеи Р развивает в трех книгах: "Люди лунного света Метафизика христианства", "Темный лик Метафизика христианства", "Семейный вопрос в России" В философии Р невозможно найти основную проблему, единую аксиолого-семантическую первооснову, на которой выстраивалась бы последовательность решаемых им вопросов и по цепочке которых можно было бы судить о типе и общей направлености его мыслей Его философское мировоззрение не складывается в единое целое как логическую систему Однако внутренняя связь в его философии существует - она в большей степени носит характер органического единства, в котором отдельные части рассуждения не следуют в линейном порядке друг за другом, а выстраиваются контрапунктически и существуют на пересечении разных тем, существенных для позиции Р и не теряющих своей актуальности для него на протяжении всей его жизни Общность всего многообразия его представлений о Боге, мире, человеке, семье и тд коренится в приближении всех этих проблем и понятий к человеку, который оказывается связующим звеном во всех взаимоотношениях, существующих в мире Для Р человек является не главной проблемой, требующей своего разрешения, а основой методологии, путем подхода к любым другим философским, метафизическим, религиозным проблемам Перемещение акцентов в отношениях человека с миром с объективной реальности в область субъективных укорененных в человеческой природе качеств проявляется во всех суждениях Р Он отчетливо выводит на первый план человека как субъекта - субъекта воспринимающего, познающего и как субъекта любого другого опыта Эта идея у Р не является порождением абстрактной схемы познания мира или способом распределения функций в рамках этой познавательной деятельности Речь идет, прежде всего, о субъекте как собственном "Я" Р - реальном источнике всех его мыслей, суждений, текстов, самого его стиля и общего мировоззрения, именуемого миросозерцанием, когда речь идет о Р "Уединенность" как частность и субъективность существования становится для Р основой мифа о своем частном "Я" - мифа, благодаря которому стал возможным нетрадиционный ход его мыслей, свой собственный стиль выражения, способ проговаривания идей, не выстраивающихся в единую логическую систему, а часто прямо противоречащих друг другу Фрагментарность и незавершенность многих важнейших положений философского мировоззрения Р является следствием этого мифа и демонстрирует его субъективное частное "Я" в движении мыслительного процесса Выступая в качестве то критика, то литературоведа, то философа, он строил свое письмо в виде реакции на воззрения других людей В дальнейшем этот принцип распространяется на собственные размышления, которые по прежнему остаются реакцией Р на события его собственной жизни Все решаемые им проблемы оказываются спровоцированными в равной степени и внутренними задачами, и внешними потребностями его жизни Философия Р индивидуалистична: "Пророчество" не есть у меня для русских, те факт истории нашего народа, а мое домашнее обстоятельство и относится только до меня (без значения и влияния)" Описанная онтологическими средствами повседневность оказывается у Р важным и существенным проявлением смысла бытия Категория повседневности в контексте философии Р становится разрешением основной гносеологической проблемы - познания бытия, которое не поддается четкой фиксации и упорядочиванию по логической схеме Одним из способов философского постижения этой тайны выступает повседневность в ее мистической трактовке, которая заключается в отказе от рациональных способов истолкования мира, жизни и смерти, порядка и хаоса Для того, чтобы ощутить подлинность бытия, Р предлагает просто быть "человеком": - в мире, в состоянии познания, со-при-сутствия с миром Индивидуализация жизни у Р приводит к необходимости экзистенциальной структуры самовыражения Само восприятие становится выражением "Понимание" мира у Р сводится к подсознательному проникновению в мир, которое реализуется в интуиции жизненного опыта и означает "вживание в себя" и в свое слово Например, подход к анализу проблем эстетического совершается им сквозь призму присутствующего здесь человека, высказывающего оценку или суждение В работе "Красота в природе и ее смысл" Р подверг критике эстетические воззрения В Соловьева, согласно которым красота в природе - это воплощение идеи, и прекрасное должно вести к реальному улучшению действительности Р подверг сомнению объективность восприятия нашими чувствами действительности, и, следовательно, все построение концепции эстетического В Соловьева Прекрасное у Р также связано с "жизненной энергией пола", в которой коренится источник человеческих оценок и суждений о мире Эту энергию Р видит как некую предопределенность существования прекрасного и именно поэтому она не может вести к совершенствованию мира, как предполагал В Соловьев Область его существования относится к внутренним истокам человеческого, субъективного - того, что предшествует встречам человека с миром Все элементы человеческого существования играют здесь важную роль, даже самые мелкие события и детали человеческой жизни приобретают значительность Особенными и самыми важными оказываются моменты рождения и смерти - как своеобразные точки-экстремумы человеческого существования Эта тема отчетливо звучит у Р в работе "Опавшие листья" "Я" человека оказывается заключенным в рамки, которые устанавливаются рождением и смертью "Рождение", "Я" (отражающее универсальный смысл бытия) и "смерть" - это фундаментальные характеристики, которые по словам Р носят органический, но и метафизический характер Сама действительность, по Р, это философия рождения и смерти: "мы все привносим с собой, рождаясь, различное; мир открывается нам в меру того, что мы привносим с собой в этот мир" Связь жизни и смерти, как в непосредственном отношении к человеку, так и в плане общего, абстрактного восприятия мира, встроена, по Р, в само мироздание и служит источником большинства будущих событий в жизни Там, где невозможно выразить свое отношение к этим событиям, Р предлагает не прибегать к достраиванию системы рациональными методами, а использовать право на умолчание Не случайно, Мережковский назвал Р "гениальным молчуном" Тема молчания, заявленная Р, оказалась символом субстанциального понимания мира, мира экзистенциалов, которые всегда ускользают из логических построений Р считает справедливым освободить от излишней рационализации свои мысли об этом мире, чтобы не нарушать реальный ход событий, не искажать процесс их восприятия и не создавать в письме искусственных построений, разрушающих естественный ход жизни Из этого вытекает и то особое внимание, которое уделяет Р формальным, внешним характеристикам и особенностям своего письма Содержание его мыслей не может быть оторвано от "формы осуществления и бытования текста", в котором они выражаются "Опавшие листья" Р объявляет своим единственным стилем, тк здесь незримо присутствует он сам Автор является носителем субъективного "Я", которое, преодолевая пространство рукописи, из него не исчезает, а переносится в текст, и там продолжает существовать На "рукописность" стиля Р указывают многочисленные сноски и подробное описание места действия, где текст был написан Эта нарочитая рукотворность письма Р подчеркивает его желание сохранить в письме органическую связь с содержанием объективного мира и смыслом своего восприятия этой объективности Основные идеи Р постоянно возвращались в статьи философского, публицистического, критического характера, где он стремился приложить свое мироощущение к проблемам из области религии, морали, метафизики, литературы и расширить, таким образом, пространство своего отражения и понимания мира


Поделиться:

Реклама