Романтизм - это...

РОМАНТИЗМ - сложное, внутренне противоречивое духовное движение в западной культуре рубежа 18-19 вв, затронувшее все сферы духовной жизни (философию, литературу, музыку, театр и тд) Сущностные черты Р нашли свое наиболее полное выражение в творчестве немецких романтиков, прежде всего - Йенского кружка (братья Ф и А Шлегели, Новалис, Ваккенродер, Л Тик, Шеллинг), гей-дельбергских романтиков (А фон Арним, Брентано, И Гер-рес), а также Гельдерлина, Г Клейста, Гофмана и др Р нельзя назвать "школой" или "системой взглядов" как в силу его противоречивости, так и вследствие того, что в его основу легло принципиально новое мироощущение человека, чуждое прежней страсти к системосозидательству как некому универсальному опосредованию связи между Я и миром "Лучше уж суеверие, чем системоверие" (Ваккенродер) - один из девизов PP - это скорее "новый способ переживания жизни" (А Блок) или попытка найти и дать адекватное осмысление новому характеру отношений между человеком и миром Своего рода "общим местом" является утверждение, что Р наряду с немецкой классической философией явился духовной реакцией на негативные социальные последствия Великой Французской революции Это утверждение верно ровно настолько, насколько допустимо воспринимать саму революцию как некий кульминационный пункт в прогресси-стском движении рационалистически-ориентированной европейской культуры и как симптом культурного сдвига, знак перелома эпох Специфика Р была предопределена переходным характером эпохи Отчасти этим объясняется "эстетизм" романтиков, их тяготение к языку искусства как наиболее адекватной и плодотворной возможности созидания новой реальности, выстраивания "артистического ковчега спасения" (К Свасьян) на обломках старой культуры Это роднит эпоху Р со всеми переходными эпохами, когда человек становится "художником по преимуществу", пытаясь внести гармонию в хаос, создать новый мир, пусть изнутри собственного Я Несколько десятилетий Р на рубеже 18-19 вв обладают особым статусом В них нашел свое завершение тысячелетний цикл развития европейской культуры, все то, что в сознании людей именуется словом "классика" Риторическая культура, жившая единством слова, знания и морали, приходит к исчерпанию своих возможностей С точки зрения романтиков, жизнь в культуре как мире "готовых слов", препятствует постижению бытия как такового, лишает человека непосредственной связи с миром Всеобщая нормативность, заданность и зарегламентированность жизни лишает реализации свободы индивида Между готовым смыслом риторической культуры и бытием самим по себе лежит пропасть, которую должно преодолеть Но парадокс заключается в том, что сами они еще живут в реальности, где книга - самый естественный символ мира, пытаются идти к подлинности через слово, воспринимая весь мир как текст (Это зафиксировано в самой истории возникновения самоименования "Р", как происходящего от литературного жанра романа, который его представители трактовали как "жизнь в форме книги") Движение к подлинности есть движение к цельности бытия, к единству, которое, по мнению романтиков, утрачено современной им культурой; а, следовательно, - движение к истокам Именно эта причина предопределила интерес Р к культуре классической Греции (в противовес классицистскому увлечению Римом) Поиски единства превращаются в попытки возродить пластически-поэтическое видение мира, которым жила античность Это порождает особый интерес романтиков к поэзии (Гельдерлин, Шеллинг) как некой "прародине" философии, религии и искусства, как сфере изначального порождения смысла, "имянаречения", тождества между смыслом и бытием Но движение к истокам есть движение и "вглубь" и "ввысь" одновременное Поэзия - это и "лоно", из которого вышла вся духовная культура Запада, и океан, в который должны вернуться отдельные потоки, достигнув своего завершения Это и "исток", и взы-скуемый идеал Глубже поэзии, согласно Р, залегает пласт мифологии, некий мир первообразов, где единство дано как живое единство, нерасчлененность бытия и сознания, значения и бытия Поэтому одной из задач Р является создание "новой мифологии" как средства преодоления антиномично-сти рефлексивной культуры Следующая ступень нисхождения-восхождения к истокам открывает традиционные культуры Востока, традицию как изначальное состояние культуры и возможную финальную точку Не создавая новой философской школы, романтики проблематизируют многие фундаментальные темы будущих исследований в области гумани-таристики: новое понимание мифа и поэтической речи и связанную с ними проблему языка, тему традиции и ритуала и, наконец, саму тему культуры как особого способа бытия человека, а также проблему единства и множественности культур Но, как средневековые алхимики, они в каком-то смысле нашли не то, что искали Они не обрели главного - искомой цельности и единства, поскольку их поиски разворачивались на принципиально иных по сравнению с человеком эллинского мира основаниях-В отличие от эллина, который "обустраивал" свое бытие внутри бесконечного мира, в какой-то мере "замыкая" космос на себя, внося во тьму хаоса оптически-явленный и пластически-зафиксированный порядок, человек 18 ст идет к миру от бесконечности собственного Я Эллинский логос и голос трансцендентального субъекта - явления генетически связанные, но не однопорядко-вые Человек как бы вновь открывает бездны мира, но уже как коррелят и производное бездн собственной души Отсюда проистекает и романтическая идея вечного обновления, понимание мира как вечного движения становления, соотносимого с бесконечностью мира свободы В силу этого проблема единства перетекает в проблему выражения, поиск новой связи между Я и миром превращается в поиск нового языка Р - прямой наследник классической рефлексивной культуры с ее нарциссической тягой к самовыражению как самолюбованию Тема выражения звучит и в эстетизме романтиков Глобальная эстетизация бытия, стремление видеть в искусстве "метафизическую первооснову мира", а в природе - "бессознательное художественное произведение духа" уходит корнями в "Критику способности суждения" Канта Но романтики не просто доводят до логического конца кан-тово понимание искусства как посредника между миром свободы и миром необходимости, но придают ему статус некой верховной реальности и универсального языка символов, снимающего ограниченность понятийного выражения Символ раскрывает незримое в зримом, являет бесконечное в конечном Романтики абсолютизируют художественное творчество как единственный путь полной реализации свободы, понятой как выражение многомерности и бездонности человеческого Я Центральное место в эстетике Р занимает учение о гении как творце художественного произведения В нем явственно просматриваются новоевропейские корни Р Художественное произведение - не откровение бытия и не "окно" в трансцендентное, а продукт бессознательной деятельности гения Здесь опять же слышатся отзвуки кантов-ской эстетики Гений предстает как трансцендентальный субъект "в гарольдовом плаще", а мир - холст для его выражения Симптоматично в этом плане смещение приоритетов в мире искусства (от искусств пластических - к музыке) которое отражает понимание искусства как выражения личностных глубин, до конца непроясняемых и несводимых к строгим и законченным формам Опираясь на формулу Шеллинга "только в личном - жизнь, а все личное покоится на темном основании", романтики уделяют особое внимание "ночным" сторонам человеческой души, игре света и тьмы, светотени как стихии человеческого Я Но "размывание" пластики, в которой выражал себя мир классики, влечет за собой и размывание готового слова, риторической культуры Движение к выражению внутренних глубин - это движение от языка, готовых речевых форм - через мистическую речь - к музыке как чистому звучанию Именно звуковая стихия наиболее тонко передает мельчайшие душевные нюансы и является местом слияния бездн мира и бездн души Музыка способна выразить несказанное и, более того, другие искусства определяются и оцениваются Р по наличию в них музыкального начала В отличие от пластических искусств, основанных на зрительных ощущениях, музыка опирается на слух и голос, а голос "исполнен страстей человеческих" (ВФ Одоевский), это коррелят воли (Здесь уже намечается понимание музыки как выражения мировой воли, характерное для Шопенгауэра) Но наиболее полно проблема выражения реализует себя в так называемой романтической иронии Иронический дискурс - своего рода опознавательный знак Р Один из теоретиков Р Шлегель писал: "В иронии все должно быть шуткой и все должно быть всерьез В ней содержится и она вызывает в нас чувство неразрешимости противоречия между безусловным и обусловленным, чувство невозможности и необходимости полноты высказывания" Ирония - это постоянное самопародирование, притворство, возведенное в квадрат, фактически, это некая двойная рефлексияИрония возникает как результат дистанцирования от мира, она задана дистанцией, требует дистанции и создает дистанцию "Она основывается на конечном синтетическом единстве личности и определяется соразмерностью Я и представления" (Делез) Уход в иронию - попытка вырваться из пространства общезначимости, нормы, повседневности в мир чистой свободы Иронический персонаж бесконечно меняет маски как знаки возможного, но всегда возвращается к себе как некой идентичности "Ироник живет только своим Я, которому не удовлетворяет никакая реальность" (Кьеркегор) Итак, свобода оборачивается пустой возможностью свободы Иронический дискурс ведет от соразмерности между Я и представлением к фиксации полного разрыва между ними Р намечает путь к новому языку, исчерпав до предела старые, подходит к краю культуры, за которым проглядывает неперсонифицированное Ничто Вероятно, неспроста иронический персонаж "Ночных бдений" Бонавентуры произносит известный монолог: "Жизнь - это лишь шутовской наряд, одетый на Ничто, пусть звенят на нем бубенчики, все равно его порвут и выбросят Кругом только Ничто, оно душит себя и с жадностью поглощает, и именно это самопоглощение создает обманчивую игру зеркал, как будто есть Нечто" Р знаменует собой начало новой эпохи и поиск новых языков культуры Романтики в той или иной степени оказали влияние на творчество таких мыслителей, как Кьеркегор, Шопенгауэр, Ницше, Хайдеггер, проблематизировав целый ряд тем, закрытых для осмысления в рамках классической философии Особые судьбы ожидали романтические идеи на русской почве В частности, влияние Шеллинга и йенских романтиков вдохновило творчество ВФ Одоевского, славянофилов, В Соловьева и русских символистов рубежа 19-20 вв


Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь
Практическое культивирование особых неспецифических смыслов, особых неспецифических чувственных интонирований, сосредоточение на рафинированных моментах существования, концентрирование их. Может быть понят только как вершина мировоззренческого реализма в рамках предсуществующей...
Философский словарь
- сложное, внутренне противоречивое духовное движение в западной культуре рубежа 18-19 вв., затронувшее все сферы духовной жизни (философию, литературу, музыку, театр и т.д.). Сущностные черты Р. нашли свое наиболее полное выражение в творчестве немецких романтиков, прежде всего...
Философский словарь
(франц.): идейно-художественное движение в европейской духовной культуре конца 18 – первой половины 19 в., пришедшее на смену классицизму. Широта и разнообразие форм романтизма затрудняют его периодизацию и определение. Завоевав Европу и Америку, романтизм стал целой культурной...

Поделиться:

Реклама