Ритуал - это...
РИТУАЛ (лат ritualis - обрядовый, ritus - торжественная церемония, культовый обряд) - одно из основных понятий этнологии и культурной антропологии, позволяющее адекватно отобразить своеобразие человеческого поведения в "далеких" культурах (прежде всего - архаических и традиционных) В первом приближении Р может быть определен как священнодействие, основанное на наделении вещей особыми (символическими) свойствами Традиционной философией культуры Р трактовался как несущественное для достижения практического результата "обрамление" здравого технологического рецепта, порожденное дефицитом позитивных знаний и заменой подлинных причин вымышленными Однако современное историко-культурное исследование, реконструирующее специфические типы человеческого поведения, исходя из ценностных оснований самих изучаемых культур, меняет местами привычное соотношение ритуального и прагматического: в "далеких" культурах Р оказывается лежащим в основе повседневной трудовой деятельности человека Такая позиция ставит вопрос о специфической целесообразности Р Сравнительно легко фиксируются его внешние функции - социальная и психологическая: Р служит средством интеграции и поддержания целостности человеческих коллективов (Малиновский, Дюркгейм), а также снимает психологическое напряжение и гармонизирует человеческую психику (Юнг) На имманентную целенаправленность ритуальных действий указывает семантика языковых обозначений Р, свидетельствующая о близости двух основных значений - "священнодействие" и "порядок Р" - это священнодействие, связанное с установлением или поддержанием вселенской и социальной упорядоченности В частности, социальный опыт архаических коллективов может быть представлен как чередование двух основных состояний: а) жизнедеятельности в упорядоченном и стабильном космосе, священные центры которого обеспечивают надежную защиту от сил хаоса, вытесненных за границу обустроенного мира; б) периодической хаотизации космоса при прохождении им критических точек своего существования (фазы "структуры" и "коммунитас", по В Тэрнеру) Временная бесструктурность мира, обнаруживающаяся в архаическом празднестве, продуктивна - она обеспечивает обновление могущества сакральных объектов Формой обязательного человеческого участия в праздничном обновлении мира и является архаический Р Он начинается с действий, подчеркнуто противоречащих общепринятым нормам (погружая тем самым "состарившийся" космос в плодотворный хаос), и затем последовательно восстанавливает исконный порядок вещей Архаический Р представляет собой синкретическое действо, к которому восходят в своих истоках более поздние специализированные формы деятельности (производственно-экономическая, военно-политическая, религиозно-культовая, художественная и др) Религиозный культ отличается от архаического Р эти-зацией сакральных объектов (богов), увеличением дистанции между людьми и богами, утверждением однотонно серьезного и торжественного их почитания Р имеет первостепенное значение не только в архаических культурах, но и в традиционных обществах более позднего времени Р здесь связан не с праздничным разрушением-восстановлением, а с поддержанием уже прочно установленного порядка Человеческое действие, определяясь следованием абсолютным образцам поведения, ритуализируется и вписывается в модель идеального равновесия космоса Системы ритуализированного поведения, обеспечивая непрерывное воспроизводство сакрализованного порядка вещей, являются несущим каркасом традиционных культур Современное общество, как правило, характеризуется нигилистским отношением к Р и выдвижением на первый план утилитарно ориентированного действия автономного индивида Исключением являются общества, связанные с расцветом в 20 в "тотальных идеологий" (Манхейм) и основанные на вторичной - идеологической - ритуализации человеческого поведения
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: