Ритм поэтический - это...

РИТМ ПОЭТИЧЕСКИЙ (от греч. rheos — поток) — чередование соизмеримых элементов целого, совершающееся с закономерной последовательностью и частотой.

В традиционалистской культуре существует мнение, что ритмические образцы поэзии обладают символической или космической реальностью. Эти образы соотносятся с интеллектуальными принципами и ведут человеческую душу к трансформации, что делает возможным с помощью традиционных методов духовной реализации восстановление первоначальных отношений человека с принципами вещей. Согласно восточной поэтике, поэзия является результатом наложения духовных и интеллектуальных принципов на материю или сущность языка. Эти принципы прямо соотносятся с универсальной гармонией и сопутствующими ей ритмами, проявляющимися в космических манифестациях.

Ритм, заложенный в формах традиционной поэзии, обнаруживается в основе всех песнопений духовной практики, основанной на традиционном понимании звуков, и соотносится с секретным языком, освященным особым откровением. Таковыми является техника зикра в суфизме, джапа в индуизме и нимбутсу в "Чистой стране буддизма". Согласно индуизму, комбинация трансцендентных звуков (мантра) освобождает ум от тревог.

Восприятие определенной священной формулы зависит прежде всего от духовной благодати, присутствующей в формуле, когда она практикуется на строго традиционной основе гармонии и ритме. Персидский поэт-суфий XIII в. Джалаледдин Руми, предавшийся дервишским радениям, написал большинство стихов после ритуального кружения в зикре или молитв, поэтому в его суфийских стихах зафиксировано немало ритмов литаний и молитв. Согласно легендам, эпическая поэма "Рамаяна" была создана легендарным древнеиндийским поэтом Вальмики (ок. IV в. до н. э.) по указанию Брахмы, который повелел использовать новый размер, чтобы передать увиденное поэтом.

Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.


Поделиться:

Реклама