Ритчль Альбрехт - это...

РИТЧЛЬ А́льбрехт (1822—1889) — немецкий исследователь христианства, влиятельный представитель либеральной теологии. Из семьи лютеранского священника. Получил теологическое образование; с 1852 г. был профессором теологии в университетах Тюбингена и Геттингена.В христианстве Р. особо выделял два взаимообусловленных аспекта: сотериологический и религиозно-нравственный. С первым из них должна иметь дело теология. Другой раскрывается на основе христианской этики. Главная задача теологии — привести традиционную христианскую идею спасения в соответствие с миропониманием современного человека. Этому посвящены, в частности, трехтомный труд Р. "Христианская доктрина оправдания и примирения" (1870—1874) и обзорное сочинение "Изучение христианской религии" (1875).Р. был против манеры "метафизического", по его словам, рассуждения о библейском Боге как каком-то умозрительном абсолюте. В Боге человеку важна спасающая сила. Фундаментальное условие спасения — вера в то, что Бог есть исключительно любовь. Непонимание этого и является собственно грехом. Какой-то иной всеобщей испорченности и вины перед Богом, по убеждению Р., не существует. Через жертву Иисуса Христа люди изменяют свое отношение к Богу. Ответом Бога становится надежда на спасение. Она подтверждается примером Христа, который имел человеческую природу, но полным единством своей воли с волей Бога и послушанием божественному призванию сам обрел значимость Бога. Так и люди, уверовавшие через Христа в Божию любовь, приходят в примирение с Богом. Каждый, кто воспринимает волю Бога как свою собственную, внутренне преображается и обретает предрасположенность к добру. Мир с Богом проецируется на повседневную жизнь в добрых делах христианина. Таким образом, заключает Р., религиозный акт оправдания по вере становится в то же время этическим событием. В конечном итоге, нравственная жизнь может рассматриваться как свидетельство избранности к спасению.Однако индивидуальная практика благочестия еще не гарантирует спасительного исхода. Субъективность персонального переживания может исказить направление веры. В этой связи Р. без особого одобрения относился к пиетизму, который он подробно рассмотрел в трехтомном издании "История пиетизма" (1880—1886 гг.). Христианское исповедание не может быть отвлеченным от реальных условий жизни. Прежде всего — это пребывание верующего в "братском общении церкви". Саму церковь надо видеть так, как она складывалась исторически. По мере нарастания в церковном сообществе этического начала приближается достижение Царства Божьего как нравственной цели и эсхатологической перспективы человечества.


Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь
(1822-1889) - нем. протест, теолог. Р. исходил из того, что религия может быть делом только веры, но не познания. Для христ. догматики бог существует исключительно как любовь, поэтому из теологии должны быть исключены вопросы, имеющие ме-тафизич. (филос.) характер, сама...

Поделиться:

Реклама