Риккерт - это...

РИККЕРТ(Rickert) Генрих (1863-1936) - немецкий философ, виднейший представитель Баденской школы неокантианства Преподавал философию в Страсбургском (1888-1891), Фрейбургском (1891-1915), Гейдельбергском (с 1916) университетах Основные сочинения: "Предмет познания" (1892), "Границы естественнонаучного образования понятий" (1896), "Науки о природе и науки о культуре" (1899), "Философия истории" (1904), "Логика предикатов и проблема онтологии" (1930), "Основные проблемы философской методологии, онтологии и антропологии" (1934) и др Философские взгляды Р претерпели серьезную эволюцию, в силу чего они часто выходят за пределы идей его духовного предшественника - Канта, оформляясь то в фихтеанство, то в неогегельянство, то в своего рода синтез его первоначальных построений и феноменологии Р продолжил и развил далее представления Виндельбанда о философии как науке о ценностях, которые образуют "совершенно самостоятельное царство, лежащее по ту сторону субъекта и объекта, мир трансцендентного смысла" Философия, по мнению Р, должна представлять собой систему, базирующуюся на анализе взаимных отношений между действительностью и ценностями, составляющих тназ мировую проблему; выявить их возможное единство Р проводит существенное различие между философией и специальными науками; цель последних заключается в познании лишь части действительности, в то время как философия пытается постичь ее целое - то, где действительность сочетается с ценностью и что неумолимо ускользает из ведения частных наук Отсюда главной задачей философии становится разработка чистой теории ценностей, что предполагает разграничение их различных видов, выявление специфики и взаимоотношения между собой Все эти проблемы Р относит, гл обр, к культуре и истории и считает, что они должны предшествовать решению тназ мировой проблемы Однако философия не растворяется им только в истории и, более того, не исчерпывается исключительно понятием чистой теории ценностей Ее последней проблемой провозглашается все-таки проблема единства ценности и действительности, суть которой в отыскании тназ третьего царства, объединяющего две эти области В роли такого посредника Р провозглашает тназ царство смысла Ценность всегда проявляет себя в мире как объективный смысл, который, согласно Р, связан с реальным психическим актом - суждением, с которым, однако, не совпадает, далеко выходя за границы непосредственного психического бытия (в отличие от оценки, в которой смысл проявляется, и которая представляет собой такой реальный психический акт) Смысл, по Р, указывает на ценность, и именно она придает этот имманентныйсмысл акту оценки; без царства ценностей не было бы никакого смысла Большое место в философии Р занимает гносеологическая часть, с которой по сути он и начинает возводить все здание своей философии Цель гносеологии - ответить на вопрос о возможности появления трансцендентных ценностей в этом имманентном мире, а также показать возможность перехода от имманентного к трансцендентному В конечном счете, все эти сложные вопросы оказываются ни чем иным, как специфической формулировкой Р одной из традиционных проблем гносеологии Речь идет о том, откуда познание приобретает свою объективность, или, иначе, что представляет собой независимый от субъекта предмет познания Однако, поиски трансцендентного объекта не дали Р ответов на искомые вопросы, так и оставив загадочной тайну соединения имманентной действительности с трансцендентной ценностью Не отказываясь от идеи единства этих двух "царств" (ибо ее отрицание приводит к утрате смысла самого познания), Р в поздних своих работах вновь возвращается к проблемам гносеологии, которая постепенно трансформируется в своего рода онтологию, согласно которой целое действительности предстает в виде совокупности четырех взаимосвязанных сфер: чувственно воспринимаемого мира (физического и психического); интеллигибельного мира - ценностей и смысловых образований; мира необъективируемой субъективности, в свободных актах которой соединяются ценность и сущее Три эти сферы бытия ("посюстороннего" в терминологии Р) дополняются и объединяются четвертой, постигаемой с помощью религиозной веры, - миром "потустороннего" бытия, в котором сущее и ценность полностью совпадают


Поделиться:

Реклама