Ренан - это...

РЕНАН (Renan) Жозеф Эрнест (1823—1892) — французский филолог и историк религии. Согласно краткой биографии, составленной М. С. Корелиным, Р. родился в небольшом городке Бретани. Его отец, небогатый моряк, умер, когда Р. было 5 лет. Мать Р., имея в виду посвятить сына церкви, отдала его в местную духовную семинарию, откуда он перешел в 1838 в парижскую семинарию св. Николая. Здесь Р. впервые познакомился со светской литературой. Так как в семинарии св. Николая не было философского класса, то Р. перешел в 1842 в Исси, в отделение большой семинарии св. Сульпиция. Знакомство с немецкой философией нанесло первый удар его прежним верованиям: с этих пор "метаморфоза без конца" стала казаться ему законом мира, но он оставался еще католиком по чувству и намеревался сделаться священником, утверждая, что для этого нет надобности веровать во все то, чему будешь учить. В 1843 Р. поступил для изучения богословия в семинарию св. Сульпиция и увлекся изучением еврейского языка под руководством аббата Ле Ира. В следующем году ему было поручено преподавание еврейской грамматики в семинарии и позволено слушать в университете лекции знаменитого археолога Катрмера. Ле Ир рассчитывал сделать из Р. светило католической науки; но занятия еврейским языком, положив начало научной карьере Р., привели к окончательному его разрыву с церковью. Историк, а не философ по натуре, Р. после ближайшего ознакомления с библейской критикой окончательно признал невозможность для себя духовной карьеры, вышел из семинарии, не принял места преподавателя в духовной коллегии, только что основанной парижским архиепископом Аффром для сближения церковной науки со светской. Продолжая изучение восточных языков, Р. в 1847 сдал все университетские экзамены и получил место профессора философии в версальском лицее. В том же году он представил в Академию надписей рукопись своего первого ученого труда — "История семитических языков" (издана в 1855). До 1848 Р. мало интересовался политическими и социальными вопросами. Февральская революция произвела на него сильное впечатление, но не вызвала в нем особых симпатий к демократии. К этому времени относится первая мысль Р. о критической истории происхождения христианства. "Самая важная книга 19 в., — писал он тогда, — будет иметь заглавие: Критическая история начал христианства". Р. перевел, с ученым комментарием, книгу Иова и Песнь Песней и написал "Новые размышления об общем характере семитических народов" (1859). В 1857 умер Катрмер и в College de France освободилась кафедра еврейского языка и библейской экзегетики. Р. был единственно возможным кандидатом на эту кафедру, но министерство не решалось предоставить ее заведомому еретику, и Наполеон III взамен кафедры поставил Р. во главе экспедиции, снаряженной для археологического исследования древней Финикии (1860). Раскопки Р. не особенно расширили сведения о Финикии; но он посетил Палестину и под живым впечатлением от виденных мест написал во время экспедиции "Жизнь Иисуса" в ее первоначальной форме, имея под руками только Новый Завет и сочинения Иосифа Флавия. В 1860-х вышли в свет три первых тома его "Истории происхождения христианства", доставившей ему всемирную известность: "Жизнь Иисуса" (1863), "Апостолы" (1866) и "Св. Павел" (1869). Как критик и исследователь Р. значительно уступал немецким ученым, на которых он весьма часто опирается. Его оригинальность, составляющая и сильную, и слабую стороны его произведений, состоит в художественной обрисовке деятелей и их среды. Опираясь на психологию современных религиозных людей и отчасти на свою собственную, тщательно изучив современную жизнь в Палестине (для этой цели Р. совершил еще раз путешествие на Восток), Р. пытается воссоздать в живой картине начало христианства и ранний период его истории. Отсюда захватывающий интерес его книг, отсюда же и коренной их недостаток — крайний субъективизм и модернизация первоначального христианства и его деятелей. В конце 1860-х Р. сделал попытку вступить на политическое поприще и в 1869 выставил свою кандидатуру в законодательный корпус. Как политик Р. резюмировал свою программу так: "Свобода, прогресс без революции и без войны". Избран он не был. За несколько месяцев до падения Наполеона III он издал книгу (1870), в которой решительно защищал конституционную империю. Война 1870 с ее последствиями для Франции нанесла тяжелый удар Р., но не излечила его политического идеализма. Исход войны не уничтожил в Р. доверия к либеральному цезаризму, который, по его мнению, лучше всего мог излечить раны Франции. Парижская Коммуна (1871) усилила в Р. глубокое недоверие к демократии. Отправившись в Рим, Р. написал здесь четвертый том своей "Истории происхождения христианства" — "Антихрист", за которым вскоре последовали и три остальные тома — "Евангелия", "Христианская церковь", "Марк Аврелий", в которых заметно влияние на автора последних событий, заставивших его обратить особенное внимание на социально-политическую сторону истории христианства. Плодом занятий историей древних евреев были перевод Екклезиаста, с введением и комментариями, и "История народа израильского" (в пяти книгах, 1893) — второе главное основание всемирной известности Р. Как критик и исследователь Р. и здесь значительно уступает немецким историкам, но превосходит их как художник. В 1879 Р. был избран членом Французской академии.


Поделиться:

Реклама