Реликвии - это...
РЕЛИКВИИ — в узком смысле — останки святого; в широком смысле — предметы, с которыми святые имели непосредственный контакт. Почитание Р. значимо в христианстве и буддизме. Развито, но не канонизировано в исламе. В индуизме — отсутствует.
Согласно христианскому мировоззрению, Р. — это останки, это то, что осталось от особенно уважаемой личности, останки мученика и всякого святого, его тело и части тела, чтимые верными как святыня, а также его одежда и части одежды и вообще всякие предметы, им употреблявшиеся в жизни.
Как отмечал Н. И. Барсов, к вещам, составляющим Р., относятся:
1. Орудия, которыми были истязаемы мученики, особенно цепи, в которые их заковывали. В Риме в базилике св. Петра в честь цепей, которые носил будто бы ап. Петр, установлен праздник. Папа Григорий Великий несколько раз упоминает об этих цепях, добавляя, что в его время цепи превратились уже в порошок. В тех же письмах Григория Великого упоминается о цепях ап. Павла, находящихся также в Риме, о цепях мученика Вавилы, который по примеру ап. любил называть себя "узник Христов". Св. Амвросий собрал не только кровь святых мучеников Виталия и Агриколы, но также кресты, на которых они были распяты, и гвозди. Августин упоминает об отвезенном из Палестины в Анкону камне, которым был побиен Стефан. Из орудий казни христиан, найденных в их могилах, много экземпляров хранится в Ватиканском музее.
2. Масло, горевшее в лампадах, подвешенных или стоявших при гробах святых.
3. Одежды и другие предметы, бывшие в употреблении у святых. О них свидетельствует Иоанн Златоуст (беседа 8-я к антиохийскому народу). Акты мучеников лионских Епипода и Александра говорят, что когда во время бегства от гнавшихся за ними язычников первый потерял сандалию, одна благочестивая вдова подобрала ее и хранила как святыню. Антоний Великий хранил овчину Павла Пустынника и надевал ее лишь в праздники.
4. Места, в которых пребывали святые, где они прославились или сотворили чудо, были особенно чтимы; так, например, на месте, где св. Мартин разорвал свой плащ на две части, чтобы одну отдать бедняку, была построена церковь. Неизвестно, к какому времени относится начало обычая, еще существующего в некоторых католических странах, — клясться, свидетельствовать истину над останками святых. Древнейшее свидетельство об этом относится к 6 в. Григорий Великий поручил архидиакону взять клятвенное показание с нескольких именитых граждан Равенны над останками св. Аполлинария. Биограф Григория приводит и самую формулу этой клятвы.
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: