Религиозной литературы жанры - это...

РЕЛИГИОЗНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ЖАНРЫ — система основных письменных форм религиозной коммуникации, проявляющаяся в истории отдельных традиций в типологически сходных жанровых системах (см. Религиозной православной литературы жанры). Типологическое сходство жанрового состава разных религиозных традиций обусловлено общностью коммуникативных стратегий, характерных для истории религий. Это стратегии развертывания Учения: его экспансия в новые города и селения, в различные социальные слои и половозрастные группы людей; это содержательное развитие Учения вширь и вглубь и вместе с тем его внутреннее структурирование. В первоначально нерасчлененном, аморфно-гибком, почти как бы однородном смысловом пространстве Учения его приверженцы начинают различать определенную иерархию смыслов. Складываются представления о разной значимости, разных функциях отдельных слагаемых Учения (и соответствующих текстов). Какие-то компоненты или элементы Учения начинают осознаваться в качестве ядерных или стержневых, опорных и не допускающих ни малейших изменений, в то время как другие слагаемые осознаются как периферийные, менее значимые, допускающие варьирование и т. п.

В культурах, сформированных разными религиями Писания, в истории жанров конфессиональной литературы наблюдаются определенные общие закономерности. Это сходство имеет типологическую природу. Оно проявляется в составе жанров и в относительной хронологии сложения отдельных жанров в своей религиозной традиции. Основные направления, по которым шло жанровое развитие конфессиональной литературы, таковы:

1. Запись Учения (см. Откровение), первоначально распространявшегося устно; в результате создается Священное Писание. Это тот духовный сдвиг, который со временем вызовет громадные последствия для всей коммуникативной организации религии и культуры народа.

2. Сложение религиозного канона; в итоге складывается оппозиция канонических книг и произведений, по хронологии, жанрам и темам примыкающих к канону, но не включенных в него (см. Апокрифы, Отреченные книги).

3. Сложение второго по значимости (после Священного Писания) корпуса высокоавторитетных текстов, которые восполняют содержательные лакуны Писания и дают к нему развернутый комментарий. Этим произведениям, как и Писанию, приписывается священный характер. Если обобщенно использовать христианские термины, то этот второй по значимости корпус сакральных текстов можно назвать Священное Предание; в христианстве Священное Предание — это сочинения Отцов Церкви; в иудаизме — Талмуд; в исламе — Сунна и хадисы.

4. Развитие теологии, или богословия (теоретического учения о Боге, Откровении, взаимоотношениях Бога и людей и др.). Начало теологии закладывается в Священном Писании; основополагающие принципы обычно формулируются в Священном Предании; теология развивает, систематизирует и догматизирует учение, содержащееся в Писании и Предании. В отличие от Предания, которое мыслится завершенным, теология продолжает развиваться и в последующей истории религии, после окончания "святоотеческого" периода в ее истории.

5. На основе догматического богословия церковная иерархия вырабатывает краткое изложение вероучения — Символ веры и Катехизис. Это самые ответственные и репрезентативные жанры сложившейся конфессии. Вместе с 2—3 главными молитвами, Символ веры и Катехизис содержат тот вероучительный минимум, который известен самым широким кругам верующих.

6. Особую жанровую подсистему образуют тексты, используемые в богослужении (в храме, в культовых отправлениях вне храма, в молитве верующего). Это различные богослужебные книги и сборники молитв (см. Молитва, Экзорцизм).

7. С мистическим началом, которое в той или иной мере живет в самых разных религиях, связан особый, самый прихотливый и поэтический пласт религиозной литературы, иногда также и устного словесного творчества — мистико-эзотерические сочинения (см. Каббала, Апокалипсис, Суфизм).

8. Проповедь изначально присутствует в религиозной коммуникации, предшествуя письменной фиксации Учения. Приобщение людей к Откровению Бога, посланному людям через пророка, начинается именно с проповеди. Если Откровение — это информационный "первотолчок" религии, то проповедь — это начало жизни учения среди людей (в их сознании и религиозной коммуникации). В разных конфессиях судьбы проповеди различны, что связано с особенностями в истории содержательной и жанровой коммуникации в той или иной конфессии (см. Проповедь, Гомилетика).

9. Все религии Писания приходят к необходимости того или иного толкования и комментирования своих важнейших текстов — в силу присущего религиям Писания повышенного внимания к слову и стремления удержать его первоначальный смысл. Элементы комментирования иногда возникали уже в Писании (напр., в Новом Завете [см.] в тех случаях, когда речь повествователя или персонажа содержит глухую ссылку на Ветхий Завет [см.], евангелист [см.] раскрывает ссылку, при этом на полях книги со временем стали сокращенно указывать то место в Библии [см.], к которому отсылает данный стих). Потребности в комментариях к Писанию со временем формируют специальные комментаторские книги и жанры: Мишна в иудаизме (первоначальное устное толкование Торы [см.]); Толковые Евангелия, Толковые Псалтыри, Толковая Библия, жанр толкований на отдельные произведения или библейские стихи в православии и др.

10. В иудаизме и исламе уже в Писании сформулирован ряд фундаментальных правовых норм. В дальнейшем, по мере роста юридических потребностей социумов, эта изначальная связь вероучения и права станет основой для формирования специальной церковно-светской юрисдикции и соответствующих конфессиональных жанров и текстов. Таковы Номоканон Константинопольского Патриарха Фотия (9 в.) и его старославянский перевод Кирилла и Мефодия [см.] (863); Кормчая книга (12 в.) в русском православии; Corpus juris canonici (1582) западного христианства; тафсир и фикх в исламе.

11. В культурах, основанных на религии Писания, вокруг "ядра" основополагающих текстов вероучения складывается разнообразная и обширная литература переходного или смешанного, конфессионально-светского, характера. Церковные темы соединялись здесь с темами и задачами дидактики, полемики, историографии, филологии, естествознания и др. В качестве примеров произведений переходных жанров могут быть названы клерикальные сочинения по историографии религии и церкви (в христианстве эту традицию открывает 10-томная Церковная история Евсевия Кесарийского [см.] (ок. 260 — ок. 350); святоотеческие Шестодневы (толкование трех первых глав из библейской Книги Бытия о том, как Бог в шесть дней создал мир; отсюда название — Шестоднев); мусульманские историко-биографические трактаты; церковно-светские полемические сочинения.

Приведенный перечень жанрово-тематических областей конфессиональной литературы является типолого-хронологическим. Прототип каждого жанра в том или ином виде содержится в Писании или Предании. Темы и жанры конфессиональной литературы заданы священными книгами, как бы вырастают из них и во многом определены этими основными текстами культуры. В религиях Писания учение не варьируется с легкостью, зато оно оказывается тем смысловым ядром, силовое поле которого порождает новые смыслы и новые тексты. Культура, в основании которой находится религия Писания, развивается в огромной зависимости от Писания — потому что требуются новые ответы на вопросы, поставленные Писанием; или появляется необходимость в уточнении правовых норм, продиктованных Писанием; или нуждаются в защите, истолковании или популяризации слова Писания.

См. также Религиозная коммуникация, Религиозный канон, Священное Писание, Священное Предание.

Н. Б. Мечковская


Поделиться:

Реклама