Реконструктивистский иудаизм - это...

РЕКОНСТРУКТИВИСТСКИЙ ИУДАИЗМ — форма современного иудаизма, основанная на идее представления иудаизма как развивающейся религиозной цивилизации, изменяющейся в зависимости от условий, места и времени.

Историческими факторами, способствовавшими возникновению Р. И., были специфические условия существования и развития еврейской общины США, позволивших в процессе ее духовных исканий адаптировать традиции иудаизма к философии американского прагматизма. Основная цель деятельности лидеров Р. И. — преодоление духовного и морального кризиса, которое вместе со всем обществом якобы переживает и современное еврейство, его моральное совершенствование и объединение. Учение Р. И. возникло в начале 20 в. и было впервые сформулировано религиозным философом Мордехаем Капланом, основавшим в январе 1922 Общество содействия прогрессу иудаизма, ставшее главным центром движения.

Р. И. рассматривает иудаизм как одну из многих существующих в мире цивилизаций и является не только элементом ее религии, но также языка, истории и социальной структуры, утверждая, подобно всем иным цивилизациям, нормы человеческой этики, морали, духовные и общественные идеалы еврейского народа.

Религиозный характер учения в Р. И. больше всего проявляется в раскрытии им смысла и ценности человеческого бытия, ибо, если в прошлом евреи жили с сознанием избавления в будущем мире, что позволяло им сохранять в веках в условиях гонений и страданий свою национальную самобытность и свои религиозные идеалы, то теперь они должны быть ориентированы на избавление уже в этом мире.

Сознание евреев, — учит Р. И.,— трансформировалось: они больше не верят будущее избавление, и поэтому необходимо изменить весь характер иудейской цивилизации, приспособив ее к изменившемуся сознанию народа. С точки зрения Р. И., изменилось и восприятие Божественного начала: Бог стал для евреев некоей космической силой, движущей их к избавлению, обращающей их к настоящей, а не к будущей жизни, служащей гарантом прижизненной реализации моральных ценностей и идеалов.

Светский характер учения Р. И. проявляется в утверждении, что еврейская религия является, кроме всего прочего, еще и самым возвышенным выражением культурного гения еврейства, вечно стремящегося к моральному усовершенствованию. Утверждая, что иудаизм — особая цивилизация, Р. И. принимает светские элементы этой цивилизации как неотъемлемую часть духовного облика еврейства. Необходимость сочетать все компоненты цивилизации и обеспечить их функционирование в тесном взаимодействии приводит Р. И. к концепции "органической общины", создающейся не только ее религиозным ядром, но и образовательными учреждениями, и культурным центром, и благотворительными структурами, и сионистской организацией, и общественными объединениями. Жизнь такой общины должна концентрироваться, естественно, вокруг Синагоги, являющейся не только религиозным, но и светским ее центром, и удовлетворяющей все потребности живущего национальной жизнью еврея. Однако ритуальный аспект деятельности общины при этом должен проявляться не только в синагоге, но и в семье.

Одной из высших нравственных категорий для Р. И. является признание религиозного плюрализма как одного из важнейших законов жизни. Евреи должны не просто мириться с существованием различных течений в иудаизме, но и всемерно ценить это разнообразие. Традиция для них должна только указывать путь, но выбирать способ ее реализации должен сам индивид. Ритуал при этом рассматривается не как закон, а как способ коллективного выживания общины и духовного совершенствования ее членов, однако право выбора той или иной формы этого ритуала должно оставаться за конкретным человеком, который, естественно, обязан учитывать не только свои потребности, но и интересы всей общины.

По мнению Р. И. отношение к учению должно быть историко-прагматическим: им надо умело пользоваться, но не придавать ему метафизический смысл. Р. И. отрицает необходимость опоры современного еврея на Синайское откровение, на избранность еврейского народа, на Богоданность Торы, на отношение к Мессии как к личности. Особенно серьезно пересматривает Р. И. современное отношение к идее Создателя. Идея Бога для Р. И. соотносительна с идеей человека, а человеческие представления о Боге неразрывно связаны с тем, как понимает человек мир и свое место в нем.

Основные идеи Р. И. изложены в произведениях его основателя М. Каплана: "Иудаизм как цивилизация" (1934), "Значение Бога в современной еврейской религии" (1937), "Вера и мораль" (1954), "Новый сионизм" (1955), "Иудаизм без сверхъестественного" (1958), "Назначение и смысл еврейского существования" (1964), "Религия этического национализма" (1970). Под руководством М. Каплана в 1935 начал выходить журнал "Реконструктивист", были изданы "Новая Аггада", "Руководство по еврейскому ритуалу".

Идеи Р. И. оказали значительное влияние на философию современного еврейства. Их благотворно использовали в своих трудах многие деятели еврейского национального возрождения — раввины, работники просвещения и социальных служб, позволяя применять наследие классического иудаизма в решении актуальных проблем современности. Основные концепции Р. И. Каплан использовал при работе со студентами Нью-Йоркской Еврейской теологической семинарии — высшего религиозного учебного заведения консервативного направления (см. Консервативный иудаизм), в которой он сам в свое время учился, а потом в течение 54 лет (1909—1963) преподавал и был первым директором учительской семинарии.

Однако далеко не все в философии Р. И. принималось религиозной общественностью США безоговорочно. Критики Р. И. считают, что это учение носит чрезмерно абстрактный и безличный характер, подрывает веру в Божественное откровение, что оно несовместимо с утверждением неизменности форм ритуала и религиозной организации. Вышедший в 1945 реконструктивистский "Субботний молитвенник" Американская организация раввинов (Аггудат ѓа-раббаним) подвергла херему.

Не смотря на всю плодотворность идей Р. И., в религиозной практике он получил весьма скромное распространение, объединяя в своем движении лишь около 10 конгрегаций (около 5 тыс. семей), составляющих основу Федерации реконструктивистских конгрегаций и сообществ. С 1967 в Филадельфии существует Реконструктивистский раввинский колледж, студенты которого по меньшей мере год должны проходить обучение в Еврейском университете и иешиве Израиля. В 1963 в Иерусалиме основана реконструктивистская конгрегация "Мевакшей дерех" ("Взыскующие пути"), адаптирующая идеи Р. И. к специфическим условиям Израиля. В начале 1990-х в ее составе было около 100 семей репатриантов из СССР.

Я. З. Басин


Поделиться:

Реклама