Реализм - это...
РЕАЛИЗМ (лат realis - действительный, вещественный) - направление мысли, основанное на презумпции наделения того или иного феномена онтологическим статусом независимой от человеческого сознания сферы бытия В зависимости от того, что именно наделяется таким статусом, Р дифференцируется на: 1)- стихийный Р, характерный для архаичных культур и основанный на онтологизации человеческих представлений о мире, в рамках которой предметом объективации выступает непосредственноесодержание опыта); 2) - концептуальный Р, оформляющийся в контексте зрелой культурной традиции и - в противоположность стихийному Р - основанный на рефлексивно осознанном дистанцировании объекта и мысли о нем К концептуальному Р относятся: (а) - Р как философское направление, представленное онтологизацией общих понятий (средневековый Р), предмета познания (неореализм и критический Р в философии 20 в), социальных отношений (см СОЦИАЛЬНЫЙ Р); (б) - Р как художественный метод, основанный на презумпции объективного бытия конструируемой в процессе художественного творчества реальности В качестве философского направления Р объективно представлен уже в концепции "мира эйдосов" Платона; как осознающее себя направление конституируется в рамках средневековой схоластики в борьбе с номинализмом по проблеме универсалий Если номинализм трактует последние как имена (nomina) реально существующих единичных объектов, то Р, напротив, базируется на презумпции объективной реальности универсалий (universalia sunt realia) Начиная с Августина, Р синтетически объединяет в своем содержании установки платонизма с христианским креационизмом ("роды" и "виды" как идеальные образы будущих объектов в сознании Творца - у Августина; предбытие вещей как архетипов (arhetipum) в разговоре Бога с самим собой - у Ансельма Кентерберийского; самость (haecceitas) вещи, предшествующая ее бытию и актуализирующаяся в свободном волеизъявлении Божьем - у Иоанна Дунса Скота и тп) Крайний Р, основанный на трактовке универсалий как существующих вне и до индивидуальных объектов и интеллекта, дифференцируется на ранний, моделирующий бытие общего в сознании Бога как сущность, предшествующую индивидуальному бытию, - последнее мыслится в данном случае как результат воплощения сущности, те облечения ее неатрибутивными акциденциями, включая телесность (Иоанн Скот Эриугена), и поздний, мыслящий сущности в качестве первичных субстанций, представленных в единичных объектах (Гийом из Шартра) Поскольку в рамках этой версии Р объективно возможен сдвиг трактовки креационного догмата в сторону безличной эманации (единичное бытие - из "вида", "вид" - из "рода", "род" - из общего принципа), постольку в качестве официальной доктрины ортодоксальной церкви был принят не радикальный, а умеренный вариант Р (Альберт Великий, Фома Аквин-ский, Суарес и др) Развернутая модель умеренного Р оформляется в рамках томизма на базе перехода от платонизма к аристотелизму и синтеза европейской схоластической традиции с арабской (аверроизм) Согласно Фоме Аквинскому, троичность бытия универсалий может быть представлена как: - "бытие до вещей" (ante res), те бытие в Божественном сознании в качестве прообразов вещей; - "бытие в вещах" (in rebus), те их бытие в единичных предметах в качестве их сущностей (субстанциальных форм); - "бытие после вещей" (post res), те их бытие в качестве абстракций в человеческом сознании, постигающем структуру божественного мироустройства В современной философии наряду со своим развитием в рамках неотомизма, Р конституируется как направление в гносеологии, основанное на презумпции объективного доопытного существования объекта познания (что в ситуации 20 в, особенно после разработок Копенгагенской школы, становится далеко не очевидным и нетривиальным) Когнитивный реализм дифференцируется на: (I) - неореализм (Р Перри, У Марвин, Э Холт, У Монтегю, У Пит-кин, Э Сполдинг и др), фундированный так называемой "пре-зентативной гносеологией", критически направленной против отождествления действительности и опыта (индивидуального в прагматизме и безлично-абсолютного в неогегельянстве) и постулирующей независимое от сознания бытие объекта, могущее реализоваться как в existence (бытие в пространственно-временном континууме), так и в subsistence (существование идеального объекта вне пространства и времени) Возможность познания, понимаемого как преодоление субъект-объектного дуализма ("эпистемологический монизм"), достигаемое за счет "презентации" объекта в субъективном сознании, базируется на непосредственном "схватывании" действительности сознанием ("непосредственный Р"); (II) - критический Р (А Риль, О Кюльпе, Э Бехер, А Венцль, А Сет, Д Хикс и др), основанный на так называемой "репрезентативной гносеологии", вводящей между объектом и субъектом опосредующее звено - "данное" (data), трактуемое либо как константные логические сущности (Сантаяна, Д Дрейк, А Роджерс, ГО Стронг), либо как психические образования (Селларс, Дж Пратт, А Лавджой), либо как "духовная природа" бытия (Д Уайлд, М Чапмен, Р Паркер, П Вейс, У Хартшорн, У Шелдон) Как последнее направление, так и "темпоралистический Р" Лавджоя формируют своего рода синтетическую модель, ориентированную на включение в свое содержание элементов классического идеализма и неореализма
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: