Развитие - это...

РАЗВИТИЕ - характеристика качественных изменений объектов, появления новых форм бытия, инноваций и ново-ведений и сопряженная с преобразованием их внутренних и внешних связей Выражая прежде всего процессы изменений, Р предполагает сохранение (системного) качества развивающихся объектов Концепции Р тесно связаны с пониманием процессуальности и исторической изменчивости систем и явлений В социологии первоначальное осознание прецес-суальности было связано с введенным Контом соотношением социальной статики и социальной динамики, а осознание историчности - с разработкой Марксом гегелевского принципа единства логического и исторического Причем изначально эти две установки практически никак концептуально не соотносились между собой, а наоборот, чаще противопоставлялись друг другу Само общество описывалось при этом в различных концептуальных моделях, вводивших свои понимания идеи Р: организмической (линия Спенсера, в которой уже разделялась структура как строение (форма) целого, и функция - как способы деятельности и трансформации целого); системной (линия Дюркгейма с двумя продолжениями: функциональным императивизмом Парсонса и функциональным структурализмом Мертона); системно-процессуальной (линия Сорокина, введшего представление о процессе как любом виде модификаций и трансформаций, касающихся как количественных, так и качественных параметров объекта или системы); альтернативных (по отношению к предыдущим) моделях (линия символического интеракционизма (нет социальных структур, есть структуры взаимодействия), линия Бурдье (анализ взаимодействующих социокультурных полей); цивилизационной (линия Тойнби и Шпенглера) - локализация разных типов Р в самодостаточных социокультурных целостностях); стадиальной (линия Маркса - Р как смена способов производства, конституирующих особые целостности - общественно-экономические формации) Проблема Р связывается в этих моделях с: цикличностью или направленностью (линеарной или нелинеарной) процессуальных изменений; их одно- или многовекторностью (факторностью в "теории факторов"); их однозначной (естественноисторической) предзаданностью или возможностью альтернатив; с эволюционным или скачкообразным (революционным) характером социокультурных изменений; с мерой их "искусственности" (ор-ганизуемости) и "естественности" Все эти дихотомии синтезируются в основополагающей проблеме любой теории Р - критериях оценки качества изменений (дополнительная задача - понимание самого этого качества) Часть моделей связывает Р с идеей прогресса - эволюционным или революционным, линеарным или нелинеарным приращением качества Это порождает проблемы: выбора критериев (прогресс разума, технический прогресс и тп); обоснования их безусловности и "нулевой" (исходной) точки отсчета; применимости за пределами рассматриваемой области (есть ли прогресс техники, например, одновременно и прогресс нравственности и тд); определения временной (достаточно длительной) перспективы, позволяющей увидеть "последствия" Р; универсальности данного типа Р для иных социокультурных систем и тд Таким образом, понятие прогресса оказывается выходящим за пределы рационального обоснования и фундирующим идеологические концепции Другая часть моделей пытается избегать отождествления Р с прогрессом и задавать формальные основания Р и критерии его оценки, что позволяет выделять в процессах Р как наращивание, так и потерю качества, которое важно удержать в социокультурной системе для поддержания ее идентичности и целостности Тогда Р во многом отождествляется с процессуальной изменчивостью и противопоставляется фазам консервации и (или) стагнации социокультурных целостностей, связанных, как правило, с их переструктурацией функциональным и (или) смысловым переопределением, меняющим вектора изменений Одна из первых попыток задания формальных критериев Р, нашедшая в дальнейшем широкую поддержку и породившая целый ряд переинтерпретаций, связана с идеей Спенсера о Р как усложнении элементного состава и дифференциации структур и функций, организации взаимодействия и отношений между людьми В этом же смысле можно трактовать идею Поппера об открытых и закрытых типах обществ, что предполагает разные критерии Р в закрытых и открытых социокультурных системах и задает общую линию изменений - от структур закрытого типа к открытым Это позволяет обосновывать формальные требования, которым должна удовлетворять система открытого типа и класть их в основу конкретных анализов и программных проектов Р Культурология конца 20 в активно разрабатывает дополнительную к формальному типу задания понятия Р идею полифоничности и многомерности Р, а также его разнотипности в традиционных и нетрадиционных обществах Особые области в современных анализах Р - концепции модернизации и социокультурных трансформаций


Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь
- понятие, характеризующее качественные изменения объектов, появление новых форм бытия, существование различных систем, сопряженное с преобразованием их внутренних и внешних связей. Вместе с понятиями движения, становления, процессуальности понятие Р. позволяет описывать...
Философский словарь
философская категория, выражающая процесс движения, изменения целостных систем. Это универсальное и фундаментальное свойство бытия, которое составляет специальный предмет исследования диалектики учения о развитл.
Философский словарь
- направленные, необратимые качественные изменения системы.
Философский словарь
- необратимое, направленное, закономерное, последовательное изменение материи, включая наивысшую форму ее существования - сознание, ее универсальное свойство; в результате развития возникает новое качественное состояниеобъекта - его состава или структуры. - всеобщий принцип...
Психологическая энциклопедия
(Development; Psychogenese) - психоанализ утверждает, что поведениечеловека можно рассматривать в его развитии, т. е. интерпретировать поведение взрослого как усложнение или эволюцию детского (инфантильного) поведения, и что "высшие" формы последнего можно понимать как...
Психологическая энциклопедия
См в цефа-локаудальном направлении, развитие.
Психологическая энциклопедия
- направленное, закономерное изменение явления или процесса, ведущее к появлению нового качества.
Психологическая энциклопедия
- 1. Усиление, укрепление. 2. Доведение до некоей степени духовной, умственной зрелости, сознательности, культурности и пр. 3. Доведение до некоей степени силы, мощи, совершенства; поднятие уровня чего-либо. 4. Развертывание чего-либо в широких пределах, с полной энергией. 5....
Психологическая энциклопедия
1. Последовательность изменений в течение всей продолжительности жизни организма. Это значение, которое первоначально было введено в психологии; в первые десятилетия XX века считалось, что область психологии развития — изучение всей продолжительности жизни, от рождения до смерти...
Психологическая энциклопедия
В наиболее общем смысле (в психологии) — последовательность событий и изменений, происходящих в течение жизненного срока.

Поделиться:

Реклама