Развитие - это...
РАЗВИТИЕ - характеристика качественных изменений объектов, появления новых форм бытия, инноваций и ново-ведений и сопряженная с преобразованием их внутренних и внешних связей Выражая прежде всего процессы изменений, Р предполагает сохранение (системного) качества развивающихся объектов Концепции Р тесно связаны с пониманием процессуальности и исторической изменчивости систем и явлений В социологии первоначальное осознание прецес-суальности было связано с введенным Контом соотношением социальной статики и социальной динамики, а осознание историчности - с разработкой Марксом гегелевского принципа единства логического и исторического Причем изначально эти две установки практически никак концептуально не соотносились между собой, а наоборот, чаще противопоставлялись друг другу Само общество описывалось при этом в различных концептуальных моделях, вводивших свои понимания идеи Р: организмической (линия Спенсера, в которой уже разделялась структура как строение (форма) целого, и функция - как способы деятельности и трансформации целого); системной (линия Дюркгейма с двумя продолжениями: функциональным императивизмом Парсонса и функциональным структурализмом Мертона); системно-процессуальной (линия Сорокина, введшего представление о процессе как любом виде модификаций и трансформаций, касающихся как количественных, так и качественных параметров объекта или системы); альтернативных (по отношению к предыдущим) моделях (линия символического интеракционизма (нет социальных структур, есть структуры взаимодействия), линия Бурдье (анализ взаимодействующих социокультурных полей); цивилизационной (линия Тойнби и Шпенглера) - локализация разных типов Р в самодостаточных социокультурных целостностях); стадиальной (линия Маркса - Р как смена способов производства, конституирующих особые целостности - общественно-экономические формации) Проблема Р связывается в этих моделях с: цикличностью или направленностью (линеарной или нелинеарной) процессуальных изменений; их одно- или многовекторностью (факторностью в "теории факторов"); их однозначной (естественноисторической) предзаданностью или возможностью альтернатив; с эволюционным или скачкообразным (революционным) характером социокультурных изменений; с мерой их "искусственности" (ор-ганизуемости) и "естественности" Все эти дихотомии синтезируются в основополагающей проблеме любой теории Р - критериях оценки качества изменений (дополнительная задача - понимание самого этого качества) Часть моделей связывает Р с идеей прогресса - эволюционным или революционным, линеарным или нелинеарным приращением качества Это порождает проблемы: выбора критериев (прогресс разума, технический прогресс и тп); обоснования их безусловности и "нулевой" (исходной) точки отсчета; применимости за пределами рассматриваемой области (есть ли прогресс техники, например, одновременно и прогресс нравственности и тд); определения временной (достаточно длительной) перспективы, позволяющей увидеть "последствия" Р; универсальности данного типа Р для иных социокультурных систем и тд Таким образом, понятие прогресса оказывается выходящим за пределы рационального обоснования и фундирующим идеологические концепции Другая часть моделей пытается избегать отождествления Р с прогрессом и задавать формальные основания Р и критерии его оценки, что позволяет выделять в процессах Р как наращивание, так и потерю качества, которое важно удержать в социокультурной системе для поддержания ее идентичности и целостности Тогда Р во многом отождествляется с процессуальной изменчивостью и противопоставляется фазам консервации и (или) стагнации социокультурных целостностей, связанных, как правило, с их переструктурацией функциональным и (или) смысловым переопределением, меняющим вектора изменений Одна из первых попыток задания формальных критериев Р, нашедшая в дальнейшем широкую поддержку и породившая целый ряд переинтерпретаций, связана с идеей Спенсера о Р как усложнении элементного состава и дифференциации структур и функций, организации взаимодействия и отношений между людьми В этом же смысле можно трактовать идею Поппера об открытых и закрытых типах обществ, что предполагает разные критерии Р в закрытых и открытых социокультурных системах и задает общую линию изменений - от структур закрытого типа к открытым Это позволяет обосновывать формальные требования, которым должна удовлетворять система открытого типа и класть их в основу конкретных анализов и программных проектов Р Культурология конца 20 в активно разрабатывает дополнительную к формальному типу задания понятия Р идею полифоничности и многомерности Р, а также его разнотипности в традиционных и нетрадиционных обществах Особые области в современных анализах Р - концепции модернизации и социокультурных трансформаций
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: