Раскол - это...

РАСКОЛ — конфликт в Русской Православной Церкви в 17 в., связанный с исправлением церковных книг. Согласно современной версии, потребность в таком исправлении чувствовалась уже давно, так как в книги было внесено много мнений, не согласных с учением Православной Церкви. В первой четверти 16 в. исправление это было поручено Максиму Греку. Он нашел много ошибок, исправил некоторые книги, но в то же время вследствие незнания славянского языка допустил и некоторые неточности, которые дали возможность его противникам, во главе которых стоял митрополит Даниил, обвинить его в порче книг и сослать в отдаленный монастырь. На Стоглавом Соборе (1550) решено было исправить книги, не переводя их с подлинников, как делал Максим Грек, а сравнивая только с "добрыми переводами". Так как дело исправления поручалось протопопам и поповским старостам, то при общем их невежестве открывался еще больший простор для искажений церковного текста. Для предотвращения дальнейшей порчи и искажения книг переписчиками была учреждена в Москве первая типография, которая в 1564—1565 напечатала очень неисправно "Апостол" и "Часослов". При патриархах Иове и Гермогене было напечатано несколько богослужебных книг, но опять-таки с ошибками, которых не могли исправить невежественные справщики. В Смутное время издание книг прекратилось и печатный двор сгорел. В начале царствования Михаила Федоровича исправление книг было поручено архимандриту Троице-Сергиевой лавры Дионисию; в помощники ему дали монаха того же монастыря Арсения Глухого и священника Ивана Наседку. Исправляя Требник, они в водосвятной молитве на Богоявление, после слов "освяти воду сию Духом Твоим Святым", вычеркнули слова "и огнем", выбросили концы некоторых молитв и нашли в книге даже некоторые еретические мнения. Когда они представили свою работу заместителю патриарха митрополиту Ионе, то попали под суд и были осуждены (1618). Несколько времени спустя, уже при патриархе Филарете, справщики были оправданы, т. к. вселенские патриархи, к которым обратились за разъяснением вопроса, нашли, что прибавка слова "и огнем" в водосвятной молитве лишняя. Новые справщики внесли в догматику ряд положений, появившихся не ранее 15 в. А именно: имя Иисус должно было писаться как Исус; о двуперстном знамении; об употреблении семи просфор при богослужении; о чтении в Символе веры о Сыне Божьем: "его же царствию несть конца", а о Святом Духе: "Господа истинного"; о небритии бороды и усов; о сугубой аллилуйе. Среди духовенства поднялся ропот. После ряда богословсих дискуссий были приняты и исполнены следующие решения. В 1654 был созван Церковный Собор, постановивший исправить греческие книги. В 1655 сие было подтверждено новым Собором. Хотя была поставлена задача исправлений "согласно сотворя древним греческим и славенским", но исправление происходило по греческому тексту, напечатанному в Венеции в 1602, что и дало повод к нападкам на исправленный служебник. Во главе лиц, занимавшихся делом исправления книг, стояли теперь Епифаний Славинецкий и другие киевские ученые, хорошо знакомые с греческим языком. Был вызван и заточенный патриархом Иосифом в Соловки Арсений Грек. 23 апреля 1656 Никон опять собрал Собор русских архиереев, провозгласивший проклятие на двуперстное крестное знамение. На этом же Соборе была предложена Никоном для рассмотрения переведенная с греческого книга "Скрижаль", и Собор одобрил ее к печати. Книга эта была составлена греческим иеромонахом Иоанном Нафанаилом и заключала в себе изложение литургии, таинств и обрядов в том виде, как их понимали на православном Востоке. В приложениях к "Скрижали" были напечатаны Деяния Московского Собора 1654 и Константинопольского, подтвердившего постановления Московского; ответ патриархов антиохийского и сербского о крестном знамении; слово о кресте иподиакона Петра Дамаскина; слово вопросительное и увещательное против ревнителей двоеперстия; мнение Максима Грека и ученика его Зиновия о неприкосновенности Символа веры и пр. Действия Никона вызвали протест как со стороны лиц, не сочувствовавших делу исправления и считавших Греческую Церковь неправоверной, а потому ее указания не заслуживающими доверия, так и со стороны лиц, труд и ученость которых признавались негодными, например прежних справщиков. К епископу Павлу Коломенскому и протоиерею Иоанну Неронову, заявившим свое несогласие с исправлением книг еще на Соборе 1654, вскоре присоединились Аввакум, Даниил — протопоп костромской, Логгин — протопоп муромский, и другие справщики при патриархе Иосифе. Они подали царю Алексею Михайловичу "общее прошение на многомятежного Никона", в котором жаловались, что Никон запретил в Великий пост 1654 земные поклоны в церкви, кроме четырех великих, и ввел троеперстное крестное знамение вместо двуперстного. Царь оставил это прошение без ответа. После этого они стали возражать против четырехконечного креста и трегубой аллилуйи. Иоанн Неронов запрещал у себя в церкви троить аллилуйю, часто являлся к патриарху и спорил с ним. Из Москвы недовольство исправлением книг и Никоном стало проникать и в другие места. Этому способствовало и то обстоятельство, что Никон сурово расправился со своими противниками; разосланные по разным местам и окруженные в глазах народа ореолом мучеников за старую веру, они подготовили почву для быстрого распространения Р. Епископ Павел Коломенский был лишен сана (был слух, что его подвергли даже телесному наказанию) и сослан в Палеостровский монастырь, Иоанна Неронова лишили скуфьи и сослали в Каменский монастырь; Даниила расстригли и, по приговору светского суда, заключили в Астраханскую тюрьму, где он скоро и умер; расстригли также Логгина и сослали в Муром, где он вскоре умер. Лазарь был сослан в Тобольск; туда же сослали в Аввакума, которого, предположительно, не лишили сана только благодаря заступничеству царя. Аввакум упорно продолжал отстаивать свои мнения и приобретал все больше и больше сторонников. Его поэтому сослали дальше, в Даурию. Не пострадал только придворный протопоп Стефан Вонифатьев. Удаление Никона с патриаршества и затем его окончательное падение на время дало успех его противникам. Аввакум был помилован и возвратился в Москву. К числу его ревностных приверженцев принадлежали дворецкий и любимец боярина Салтыкова Исайя, боярыня Феодосия Морозова, женщина богатая и очень близкая ко двору, сестра ее княгиня Евдокия Урусова и др. Со всех сторон к царю поступали челобитные с жалобами на Никона и заведенные им новшества. Даже вятский епископ Александр, одобривший "Скрижаль", прислал в 1663 челобитную против новшеств Никона. Это заставило царя Алексея Михайловича созвать в феврале 1666 Собор, признавший восточных патриархов и Восточную Церковь православными, книги, употребляемые ими при богослужении, правильными, Собор 1654, постановивший начать исправление книг, также правильным. Епископ вятский Александр принес на Соборе покаяние, но протопоп Аввакум не покаялся, был предан анафеме, лишен сана и после напрасных увещеваний передан гражданскому суду, который сослал его на заточение в Пустозерский острог. Ефрем Потемкин, Неронов и Феоктист принесли покаяние и были прощены. Собор 1666 составил общее наставление к духовенству и разослал его по всем церквам, убеждая не уклоняться в Р., а слушаться Православной Церкви. Кроме того, он рассмотрел и напечатал книгу, составленную Симеоном Полоцким против раскольников: "Жезл правления, утверждения, наказания, казнения". В ноябре 1667 в Москву приехали патриархи александрийский Паисий и антиохийский Макарий, имевшие полномочия от патриархов константинопольского и иерусалимского. В декабре (с 1 по 12) заседал Собор, в котором участвовали и патриархи. Он утвердил постановления прежних соборов относительно обрядов церковных и исправления книг, проклял тех, которые будут противиться этим постановлениям, осудил Стоглав и житие святого Ефросина, на которых утверждали свое учение приверженцы идеи Р., или старообрядцы, отменил клятву на троеперстие и трегубую аллилуйю, наложенную Стоглавым Собором. Несогласные с постановлениями этого Собора сделались уже формально раскольниками, и с этого времени Р. нужно считать окончательно состоявшимся.


Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь
- особое патологическое состояние социальной системы, большого общества, характеризуемое острым застойным противоречием между культурой и социальными отношениями, распадом всеобщности, культурного основания общественного воспроизводства, пониженной способностью преодолевать...
Философский словарь
- религ.-обществ. движение в России, к-рое возн. в середине 17 в. и привело к разделению в рус. правосл. церкви, к образованию старообрядчества. Причины Р. коренились в обострении клас. борьбы, вызванной централизацией рус. гос-ва и укреплением самодержавия. Церк....
Психологическая энциклопедия
(schism) - нарушение внутрисемейных отношений, при котором родители ссорятся между собой, а дети бывают вынуждены вставать на сторону одного из родителей. Недавно было высказано предположение, что такой раскол в семье может являться причиной развития у детей шизофрении в более...

Поделиться:

Реклама