Ранер - это...
РАНЕР Карл (1904—1984) — немецкий религиозный философ, иезуит [см.] (с 1922). Автор таких известных работ, как "Дух в мире", "Внемлющие Слову", 16 томов "Работ по теологии", "О молитве", "Динамический элемент в Церкви", "Основоположения христианской веры: Введение в идею христианства", "Дух в метафизике. К метафизике Фомы Аквинского". Родился в Фрайбурге, там же получил философское и богословское образование. С 1938 по 1948 — доцент, преподает догматику в различных университетах Австрии и ФРГ. С 1948 — профессор той же дисциплины в университете Инсбрука, с 1962 — профессор философии религии в Мюнхенском университете. Визитером читал лекции во многих городах и странах. Основывает, редактирует и издает ряд журналов: "Журнал католического богословия" — с 1938, "Консилиум" — с 1965, "Международный журнал диалога" — с 1965.
Р. был тонким знатоком Отцов и писателей Церкви, схоластов, а также авторов Нового времени. Особенно вдохновляем теолог был творчеством Фомы Аквинского, И. Лойолы, П. Руссло, Ж. Мерешаля, Э. Пшивары, М. Блонделя. Р. формулирует свои взгляды в концептах трансцендентальной антропологии — в описании мира и человека он прибегает к философии Канта, чем и продолжает развитие т. н. трансцендентального томизма. Р. возвращается к томистскому принципу, согласно которому всякое знание есть возвращение к собственной сущности, обогащенное опытом творения, опытом, в котором имплицитно присутствует Творец. Кант утверждал невозможность теологии по причине того, что наши суждения всегда привязаны к миру чувственного опыта. Трансцендентальные томисты полагали, что анализ динамики человеческого духа предопределяет опыт Божественного в силу того, что личность, являясь духом, динамически интенциируется в трансцендентное. В акте познания человек не только схватывает то, что познается, но также приобретает понятие о том, что остается непознанным. Разум понимает, что им схвачена только часть истины. Воля чувствует, что она обладает одним благом, а не всеми благами. Именно поэтому всегда остаются вопросы и альтернативы. Вопрошание о некоем конкретном бытии подразумевает знание того, что объект исследования — всего лишь конечное бытие. Перед тем как осознать этот факт, человек уже обладает "предвосхищением" неограниченного, бесконечного горизонта или совокупного контекста всего сущего. Учение об "предвосхищении" — о том, благодаря чему данные чувственного опыта могут быть обобщены в суждении, — своеобразный клон кантовского "трансцендентального единства апперцепции", а также вариация на тему "Божественного озарения" Августина и др. представителей Патристики. Мир для человека — априорный горизонт его исторического бытия. Увидеть Бога во всем, не довольствуясь опытом генерализирующих теологических абстракций, осознать, что Бог промышляет не только о мире в целом, но и о каждом поименно, что Бог создал не просто мир, а мир, в котором ты живешь — вот подлинная задача человека (влияние Лойолы). Человек, обладая бессмертной душой, реализует изначальные творческие способности, определяющие не только специфичность его бытия, но и само бытие. Личность, дух, всегда эксплицирует себя посредством материального. Человек — это "дух в мире", "внемлющий слову". История — место бытия человека, она превращается здесь в таинство, "мистерию", делающую человека сопричастной Христу (см. Иисус Христос).
Своей философской задачей и своим христианским долгом Р. считал реализацию намерения сделать христианство "заслуживающим доверия" в современности, перевести его с уже неактуального языка схоластики на язык, обращенный к экзистенциальным глубинам личности — так, чтобы всякий мог найти свою дорогу к встрече с Богом в повседневности. Но первое словосочетание, с которым ассоциируется имя Р., это "анонимное христианство" — теория, основанная на интерпретации максимы "Бог хочет, чтобы все спаслись" (1 Тим 2:4). Это предполагает, во-первых, наличие возможности поверить в Христа для каждого, а во-вторых, определенную работу со стороны Бога, подготавливающую человека к принятию Слова Божьего — так, что пока человеку не откроется Евангелие, Бог спасает его через нехристианскую религию. Даже формальный атеист может иметь веру, надежду и любовь и достичь спасения при условии, что не будет действовать вопреки своей совести. Бог присутствует в совести каждого человека, хотя сам человек не осознает этого. Опыт переживания "абсолютной тайны" есть своеобразный опыт общения с Богом. Но никто не спасается своей естественной нравственностью — всех, испытавших благодать, спасает Бог.
Учитывая положения буллы Папы Бонифация VIII "Unam Sanctam" (вне общения с Римским Понтификом никто не спасется) от 1302, а также объяснения сего документа Папы Пия IX (за исключением "невинно невежественных") от 1854, такое утверждение слишком радикально. Однако стоит иметь в виду и постановления II Ватиканского Собора, которые во многом согласны с точкой зрения Р. Идеи Р. пользуются большой популярностью и сегодня, особенно их следствие: можно быть христианином, внешне не выявляя это и не конфессионально самоотождествляясь (что в принципе абсурдно, ибо нивелируется сам принцип проповеди [см.] и исповедания (см. Исповедь): "хорошему" человеку Христос оказывается ненужным). Творчество Р., во многом расходящееся с традиционной точкой зрения в пользу протестантства, внесло значительный вклад в развитие принципа адогматизма и религиозного релятивизма экуменизма.
о. Сергий Лепин
Поделиться: