Рай - это...

РАЙ (евр. "закрытый сад") — в христианстве — 1) Р. "земной", "Р. сладости", насажденный самим Богом для первых людей и находившийся, по выражению книги Бытия, "на востоке" (от того места, где написана эта книга, т. е., вероятно, — Палестины), в стране Эдемской. При описании Р., содержащемся во 2 гл. книги Бытия, говорится, что поток, орошавший Р., был источником четырех рек — Фисона, Геона, Тигра и Евфрата. На этом основании одни ищут Р. в восточной Азии, считая Р. целую страну Эдем; другие находят его между Евфратом и Гангом; третьи считают местонахождением Р. Сирию, Месопотамию или Халдею. Существует предположение, что Всемирный потоп смыл с лица земли первозданный Р., совмещавший в себе все, что было прекрасного в первозданной природе.

2) Р. небесный — "царствие", уготованное Богом на земле изначально, где обитают души праведников и святых после смерти земной и частного суда до воскресения тел на земле и последующего суда всеобщего. Обитатели Р. не знают ни болезней, ни печалей, ощущая одно лишь непрестанное радование и блаженство. Сказания Священного Писания об этом Р. очень кратки. В этот Р. вступил распятый с Иисусом Христом и уверовавший в него разбойник (Лук 23:43); об этом Р. Иисус Христос говорил апостолам: "в доме Отца Моего обителей много... иду приготовить место вам", а апостол замечал: "когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный" (2 Кор 5:1). Р. небесный, в котором обитают души праведников, есть ближайшая к земле небесная обитель или "первое небо"; за ним, выше, есть еще небеса (Откр 6:9, 7:9, 4:4). Не более, чем Священное Писание, сообщает о Р. Священное Предание. Климент Римский говорит об ап. Петре, что он по смерти "отошел в место славы", об ап. Павле — что он "по кончине отошел в место святое". Поликарп Смирнский говорит об Игнатии Антнохийском и других мучениках, что они "пребывают в подобающем месте у Господа". Ириней Лионский замечает, что "преложенные (т. е. умершие на земле праведники) преложены в Р., ибо Р. приготовлен для людей праведных и духовных". Иларий, Григорий Нисский и др. говорят о "лоне Авраамовом" в Р. как о месте общения с ангелами и душами святых, где предвкушается блаженство вечное, имеющее наступить по всеобщем воскресении и Страшном суде. Ипполит и Тертуллиан отличают Р., или небо, как специальное место селения мучеников и пророков, от лона Авраамова как селения праведников. По словам Киприана, "смерть для праведных и благочестивых есть не что иное, как переселение в вечность для жизни у Бога и со Христом в Р. или царствии небесном". По Ефрему Сирину, все праведники водворяются в обществе радости, где нет плача и воздыханий, а одно радование. Здесь они сподобляются зреть мысленное Солнце, светом которого озаряясь, наслаждаются неисчерпаемыми дарами Божьими. Афанасий Великий говорит: "Вопрос, где находятся отшедшие души — вопрос чудный и дивный, сокрытый от людей; Бог не соизволил, чтобы кто-нибудь возвратился к нам оттуда и рассказал, где и как пребывают души, отшедшие от нас". Все Отцы Церкви учили, что души святых в небесных райских обителях не в одинаковой степени пользуются их блаженствами, но различно, соответственно их достоинству; некоторые — Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и др. — прибавляют, что святые, находящиеся в небесном Р., молятся как об умерших, не достигших праведности, так и о живущих еще на земле. Это учение на вселенских соборах Халкидонском и 2-м Никейском было возведено в догмат Церкви. Некоторые из позднейших богословов создали теорию особой утонченной телесности души, в силу которой они признают действительными все те видения Р. и хождения еще живых праведников на небо, о которых повествуют древние и новые агиографы. Ряд этих сказаний о Р. открывается сказанием о мученичестве св. Перпетуи (ум. в 203), где Р. небесный в первый раз описывается как обширный прекрасный сад, наполненный дивными древами, благоухающими цветами и чудно поющими птицами. В дальнейших, более подробных описаниях Р. приписывается все, что можно себе представить прекрасного в природе. Для христианского искусства Р. с самого начала был одним из излюбленных предметов изображения, во фресках, на саркофагах, в мозаиках катакомб, равно как вообще в живописи. Православное церковное учение о Р. резюмируется в литургических памятниках, а также в погребальных молитвословиях. В древнейшем тексте (александрийском) литургии Василия Великого церковь молится, чтобы Бог вселил умерших верных "в место злачно, на воды упокоения, в Р. веселия, откуда удаляются всякая печаль и воздыхание, в свет святых". В молитвах поминовения усопшего церковь просит, чтобы Бог вселил умершего "в место светло, злачно, покойно, где все праведники упокоеваются, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная". См. также Ган Эден.


Определения, значения слова в других словарях:

Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М
этимология русского слова неясна, связывается и с зенд. ray богатство, счастье и с древнеиндийским словом rayis – дар, владение. В наиболее древних религиозных представлениях рай располагается на недоступной горе в центре Земли либо, напротив, где-то на окраине мира, где...
Символы; знаки; эмблемы: Энциклопедия / авт.-сост. В.Э. Багдасарян; И.Б. Орлов; В.Л. Телицын
РАЙ (греч. — парадиз) — идеальная область вечного счастья и блаженства пребывания с Богом, доступная только для добродетельных людей. В христианстве рай воспринимается как "хорошее место": сад, согласно Библии, город в Апокалипсисе, небеса в "Книге Еноха"....
Библейская энциклопедия
Рай (Быт. II, 8, XV, 3, Иоиль II, 3, Лк. ХХIII, 42, 43, II Кор. XII, 4) — это слово персидского происхождения и означает сад. Так названо прекрасное жилище первого человека, описанное в кн. Бытия. Рай, в котором пребывали первые человеки, был для тела вещественный, как видимое...
Философский словарь
- см. Ад и .
Философский словарь
согласно религиозным верованиям, небесное царство покоя, радости и блаженства, куда после смерти попадают за добродетели души праведников. Некоторые современные верующие склонны представлять пребывание души в раю не как состояние простого наслаждения, а как духовное чувство...
Библейская энциклопедия Брокгауза
IБибл понятию "Р" соответствует греч слово парадейсос, заимствованное из дp-пеpс языка, в к-pом паридеза - это "огpада", а также "то, что обнесено огpадой", те паpк или сад В этом значении слово пеpешло во многие древние языки - евp пардес, аpам пардеса, гpеч парадейсос, - а из...
Энциклопедия мифологии
(не вполне ясная этимология рус. слова связывается с авест. râу-, «богатство, счастье» и др.-инд. rayis, «дар, владение»), парадиз (греч. παράδεισος «сад, парк», от др.-иран. pairi-daçza, «отовсюду огороженное место»; из греч. - лат. paradisus и обозначения Р. во всех зап.-европ...
Словарь символов
В большинстве традиций рай - это огражденный сад, остров-сад или Зеленый Остров. Наиболее важные исключения: христианская традиция, в которой Новый Иерусалим - это Град, а таже кельты и маори, помещавшие рай под водой- символизирует изначальное совершенство и Золотой Век,...

Поделиться:

Реклама